город Омск |
|
11 ноября 2011 г. |
Дело N А70-6253/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2011 гожда.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Кулагиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7623/2011) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-6253/2011 (судья Тихомиров В.В.), по заявлению открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" (ОГРН 1037200638848, ИНН 7204059654) (далее - ОАО "ТРИЦ", общество) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление Роспотребнадзора по ТО, административный орган)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от ОАО "Тюменский расчётно-информационный центр" - Алексеевой М.С. (паспорт, по доверенности N 46 от 25.07.2011 сроком действия до 31.12.2011),
установил:
Решением от 19.08.2011 по делу N А70-6253/2011 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил требования ОАО "ТРИЦ", постановление по делу об административном правонарушении N 490 от 08.06.2011, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области признал незаконным и отменил.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения в виду отсутствия вины.
В апелляционной жалобе административный орган просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на несоовтетствие выводов суда действующему законодательству и неполное выяснение обстоятельств дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От заявителя поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (подлинника квитанции о направлении апелляционной жалобы Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области).
Суд определил: удовлетворить ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (подлинника квитанции о направлении апелляционной жалобы Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области)
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Тюменский расчётно-информационный центр" с доводами апелляционной жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В ходе проведения внеплановой проверки ОАО "ТРИЦ" расположенного по адресу: г.Тюмень, ул. Первомайская, д. 40, установлены признаки нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выраженные в нарушении порядка ценообразования на услугу "отопление", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
По факту выявленного нарушения составлен протокол от 06.05.2011 N 189 и вынесено постановление от 8 июня 2011 г.. N 490.
Не согласившись с указанным постановлением общество обратилось в суд.
19.08.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции, собственниками жилого дома (по адресу: г.Тюмень, ул. Коммунаров, 5), по жалобе которых проводилось административное расследование в отношении заявителя, был заключен договор от 15.06.2010 управления многоквартирным домом с некоммерческим партнерством "Центр координации управления жильем "Альтернатива" (далее - НП "ЦКУЖ "Альтернатива").
Согласно п. 4.6 указанного договора управляющая компания организует порядок расчетов с поставщиками жилищных и коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами.
Между НП "Центр координации управления жильем "Альтернатива" и ОАО "ТРИЦ" заключен договор от 15.05.2009 на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги. Согласно п.1.1 договора НП "ЦКУЖ "Альтернатива" поручает, а ОАО "ТРИЦ" принимает на себя обязательства по организации системы платежей населения за услуги.
10.01.2008 между ОАО "ТРИЦ", ОАО "ТГК N 10" и ОАО "УТСК" заключено соглашение о замене стороны в агентском договоре N 1/3 от 08.08.2005. Согласно п.1.1 данного договора ОАО "УТСК" поручает, а ОАО "ТРИЦ" принимает на себя обязательство по организации сбора денежных средств в отношении населения, начислению платежей за отопление и ГВС, формированию и печать квитанций для оплаты населением за отопление и ГВС, организации доставки квитанции населению.
25.02.2011 между заявителем и ОАО "УТСК" заключен договор N 16/11-П на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за отопление и горячее водоснабжение от 25.02.2011.
Для расчета размера платы за отопление ОАО "ТРИЦ" применяло тариф, установленный Решением РЭК Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.
В 2010 году применялся тариф - 586,81 руб./Гкал.
В 2011 году применялся тариф -677,77 руб./Гкал.
Указанный выше многоквартирный дом оборудован только прибором учета тепловой энергии и содержит показания тепловой энергии в совокупности по двум составляющим: отопление и горячее водоснабжение.
ОАО "УТСК" была направлена методика начисления по показаниям коллективным (общедомовых) приборов учета.
На основании указанной методики заявителем осуществлялось ежемесячное распределение и расчёт платы за тепловую энергию.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Судом принят во внимание довод заявителя в части того, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, содержат формулу определения размера платы за отопление аналогичную методике определения размера платы по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, направленной заявителю ОАО "УТСК" (приложение N 2 к правилам пункт 3 формула 3).
Суд первой инстанции указал, что на момент совершения правонарушения, указанные выше нормы права не действовали, а в законодательстве не был урегулирован соответствующий порядок расчёта при условиях, которые имелись относительно конкретного жилого дома, то есть при наличии одного прибора учёта одновременно для отопления и горячего водоснабжения.
При этом он признал позицию административного органа о том, что при наличии общедомовых приборов учета допускается производить расчет размера платы по нормативу потребления, а также о том, что независимо от способа расчета размера платы должен был применяться соответствующий и указанный выше единый тариф, экономически неоправданной.
Суд апелляционной инстанции признает позицию суда первой инстанции ошибочной.
Так судом первой инстанции не принято во внимание наличие пункта 21 Постановления N 3 07 от 23.05.2006 "Об утверждении Правил оказания коммунальных услуг гражданам": При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пункт 21 Постановления N 307 от 23.05.2006 содержит ссылку на соответствующую формулу, в которой расчет производится согласно:
- среднемесячному потреблению
- или нормативу
- то есть формула не предполагает какой-либо значимости модели и типа прибора учета вообще, так как при расчете по нормативу показания прибора учета не учитываются.
Таким образом, как Правила N 307 так и Правила N 354 позволяют использовать при расчетах норматив потребления коммунальных услуг (п. 21 и п. 42 соответственно).
Между тем данные выводы не являются основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Так, в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1. ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В порядке п. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина привлекаемого лица в силу требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ и ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом при вынесении постановления.
При вынесении оспариваемого Постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, однако, вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения им не исследовался. В нарушение требований ст. 29.10 КоАП РФ в оспоренном Постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина лица, привлекаемого к административной ответственности.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Кроме того, возможность установления судом вины лица в настоящем случае ограничена совокупностью представленных в материалы дела доказательств, имеющих исключительно направленность на подтверждение наличия объективной стороны состава административного правонарушения. Доказательства вины заявителя заинтересованным лицом в ходе рассмотрения административного дела не собирались, не оценивались и в суд не представлялись.
Не может быть принята судом для целей проверки вопроса о законности оспоренного постановления изложенная в апелляционной жалобе оценка действий заявителя на предмет наличия вины в совершении правонарушения, поскольку такая оценка носит декларативный характер (не подтверждена документально) и фактически направлена на устранение недостатков оспоренного постановления на стадии его обжалования, что не предусмотрено законом.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об обоснованности заявленных обществом требований у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 г. по делу N А70-6253/2011 -оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано по основаниям ч.4 ст.288 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6253/2011
Истец: ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора по ТО)
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7623/11