город Омск |
|
14 ноября 2011 г. |
Дело N А70-3983/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6903/2011) общества с ограниченной ответственностью "Сибирская машиностроительная компания" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.07.2011 по делу N А70-3983/2011 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская машиностроительная компания" (ОГРН 1077203006100, ИНН 7204106946)
к судебному приставу-исполнителю районного отдела судебных приставов Калининского административного округа г.Тюмени Сухенко Оксане Михайловне
3-е лицо: открытого акционерного общества "Тюменьэлектросетьстрой"
о признании недействительным постановления от 06.04.2011 г. о принятии результатов оценки (исполнительное производство N 71/6/42027/14/2010)
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирская машиностроительная компания" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от судебного пристава-исполнителя районного отдела судебных приставов Калининского административного округа г.Тюмени Сухенко Оксаны Михайловны - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Тюменьэлектросетьстрой" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская машиностроительная компания" (далее - ООО "Сибирская машиностроительная компания" заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным постановления от 06.04.2011 о принятии результатов оценки (исполнительное производство N 71/6/42027/14/2010), вынесенного судебным приставом-исполнителем РОСП Калининского АО г. Тюмени Сухенко О.М.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.07.2011 по делу N А70-3983/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован не представлением заявителем доказательств о недостоверности оценки рыночной стоимости спорного имущества или об избрании оценщиком не правильного метода оценки.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что оценщиком неверно определена сумма оценки имущества в размере 6 806 000 руб., которая, по мнению заявителя, является существенно заниженной.
Полагает, что действующее законодательство не предоставляет право оценщикам проводить финансовый анализ предприятий, экспертами в области финансового анализа могут выступать аудиторы. Из представленного отчета не следует, что для его подготовки привлекались квалифицированные специалисты в области финансового анализа предприятия-должника.
Стоимость дебиторской задолженности ООО "ТюменьОйлКомпани" на основании финансового состояния должника не является рыночной и не могла быть положена в основу оценки имущества должника, произведено судебным приставом-исполнителем.
До начала судебного заседания от ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В РОСП Калининского АО г. Тюмени на исполнении находится исполнительное производство N 71/6/42027/14/2010, должником по которому является ООО "Сибирская машиностроительная компания", взыскателем ОАО "Тюменьэлектросетьстрой".
В рамках данного производства в пользу взыскателя исполняется требование исполнительного листа АС N 001497711, выданного Арбитражным судом Тюменской области 05 марта 2010 года по делу NА70-12231/2009, согласно которому с должника надлежит взыскать денежные средства в размере 6 314 490, 37 рублей (л.д. 122-129 т.1).
Добровольно должник - ООО "Сибирская машиностроительная компания" требования исполнительного документа не исполнял.
Судебный пристав-исполнитель 25 августа 2010 года произвел арест имущества должника в виде дебиторской задолженности на общую сумму 136 111 712, 36 руб., которая является правом требования должника по неисполненным денежным обязательствам ООО "ТюменьОйлКомпани", определив предварительную стоимость арестованного имущества в размере 6 755 605 руб.
10.12.2010 судебный пристав-исполнитель вынес постановление об участии специалиста в исполнительном производстве, в соответствии с которым для рыночной оценки арестованного имущества должника привлечен специалист ЗАО "ЭКО-Н СЕРВИС" в лице директора Буженко О.В.
При этом указанное выше юридическое лицо привлечено в качестве оценщика на основании Государственного контракта от 24 января 2011 года N 20 на оказание услуг по оценке арестованного имущества и имущественных прав юридических и физических лиц с целью определения рыночной стоимости арестованного имущества для реализации в рамках исполнительного производства.
Специалистом Буженко О.В. была произведена оценка рыночной стоимости права требования должника по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц (дебиторская задолженность), которая составила 6 806 000 руб., что отражено в отчете от 30 марта 2011 года N 41/11.
Постановлением от 06 апреля 2011 года судебный пристав-исполнитель Сухенко О.М. приняла данные результаты оценки (л.д. 9-11 т. 1).
Не согласившись с вынесенным постановлением судебного пристава-исполнителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании его недействительным.
07.07.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Во исполнение положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон об исполнительном производстве) и Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (Федеральный закон о судебных приставах) судебный пристав-исполнитель в соответствии с задачами исполнительного производства принимает меры для правильного и своевременного принудительного исполнения исполнительного документа, руководствуясь, в том числе, принципами законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод, и законных интересов граждан и организаций. Основополагающим принципом исполнительного производства является принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статьи 2 и 4 Федерального закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Права и обязанности судебного пристава-исполнителя, реализуемые в ходе исполнительного производства, закреплены в статье 12 Федерального закона о судебных приставах, согласно которой судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 64 Федерального закона об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю предоставлен широкий перечень прав, направленных на выполнение возложенной на него функции - выполнение требований исполнительных документов. В их числе: вызывать стороны исполнительного производства; запрашивать необходимые сведения, получать объяснения, информацию; давать поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить оценку имущества; производить розыск должника, его имущества; и так далее.
Статьей 68 Федерального закона об исполнительном производстве установлены меры принудительного исполнения, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в целях надлежащего и своевременного выполнения возложенных на него задач.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двух месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Из указанных норм следует, что непосредственное исполнение исполнительного документа возложено на судебного пристава-исполнителя, т.е. с момента принятия к производству исполнительного листа он обязан принять все необходимые и достаточные действия и меры, предусмотренные законом, для принудительного взыскания с должника задолженности в установленные законодательством сроки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 и частью 4 статьи 85 Федерального закона об исполнительном производстве для оценки имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах) судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика. При этом судебный пристав-исполнитель в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, соглашается с мнением Общества о том, что в данном случае величина рыночной стоимости объекта оценки не может быть оспорена посредством предъявления самостоятельного иска.
Как разъяснено в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 года N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
В соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Поэтому даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.
В силу статьи 13 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Как следует из статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ, а значит, отчет об оценки признается достоверным, и соответствующим Закону об оценочной деятельности, пока стороной не доказано иное.
Податель жалобы с результатами оценки не согласен, считает стоимость имущества заниженной по сравнению с её номинальной стоимостью, которая составляет более 136 млн. рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц, допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия. Данные положения относятся также к вытекающему из принципа состязательности праву лиц, участвующих в деле, представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ). Указанные права гарантируются обязанностью участников процесса раскрывать доказательства до начала судебного разбирательства (часть 3 статьи 65 АПК РФ) и в порядке представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции, согласно которому такие доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
Однако заявитель не указывает, по каким основаниям он считает отчет об оценке недостоверным. То обстоятельство, что номинальная стоимость превышает результаты оценки дебиторской задолженности, стоимость которой зависит, в том числе от финансового состояния дебитора, еще не свидетельствует о том, что результаты оценки являются недостоверными.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как правильно указал суд первой инстанции, специалистом был проведен финансовый анализ предприятия-дебитора на основании документов бухгалтерской отчетности за 2008-2009 года, за 1, 2 квартал 2010 года, представленных МИФНС N 6 по Тюменской области, а также актов и счетов-фактур, подтверждающих обстоятельства возникновения дебиторской задолженности. На основании финансового анализа специалистом сделан вывод о том, что предприятие-дебитор испытывает существенные проблемы в осуществлении нормального функционирования производственно-хозяйственной деятельности, финансово-экономическое состояние предприятие может быть охарактеризовано как кризисное (л.д. 77 т. 1).
Таким образом, расчет рыночной стоимости имущества осуществлен специалистом исходя из качественных характеристик, соответствующих объекту оценки. При проведении оценки специалистом использовалось определение стоимости объекта оценки с учетом факторов, существенно влияющих на его ценность, а именно финансовое состояние дебитора, неподтвержденность обоснованности права требования вступившим в законную силу судебным актом, существенная просрочка исполнения соответствующего денежного обязательства.
Отчет об оценке арестованного имущества соответствуют требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность доводов заявителя о недостоверности оценки рыночной стоимости спорного имущества, либо избрании оценщиком не того метода оценки, заявитель ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, не представил.
Утверждение заявителя о незаконном применении в качестве метода оценки в рамках доходного похода финансового анализа не подтверждается действующим законодательством.
Как следует из статьи 14 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки (пункт 18 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (ред. от 22.10.2010) "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".
Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 20 указанного приказа).
Податель жалобы полагает, что действующее законодательство не предоставляет право оценщикам проводить финансовый анализ предприятий, экспертами в области финансового анализа могут выступать аудиторы. Из представленного отчета не следует, что для его подготовки привлекались квалифицированные специалисты в области финансового анализа предприятия-должника.
Указанный довод Общества отклоняется на основании следующего.
Как следует из статьи 3 Федерального закона об оценочной деятельности для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона об оценочной деятельности, субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Отчет N 41/11 от 30.03.2011 составлен оценщиком Буженко О.В., которая действовала на основании диплома ПП N 411173 от 20.07.2001, деятельность осуществляется на основании членства в Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", Буженко О.В. включена в реестр оценщиков 28.11.2007 за регистрационным номером 01607, страховой полис N 11150В4000193.
Права и обязанности оценщика изложены в статьях 14 и 15 Федерального закона об оценочной деятельности, при этом указаний в законодательстве об оценочной деятельности о том, что оценщикам не предоставлено право проводить финансовый анализ предприятий, не содержится.
Доказательств того, что оценщик Буженко О.В. не имела право на проведение оценки, Обществом в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирская машиностроительная компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.07.2011 по делу N А70-3983/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3983/2011
Истец: ООО "Сибирская машиностроительная компания"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Районного отдела судебных приставов Калининского административного округа г. Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Тюменкой области Сухенко Оксана Михайловна
Третье лицо: Начальнику Районного отдела судебных приставовов Калининского АО г. Тюмени, ОАО "ТюменьЭлектроСетьСтрой", Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6903/11