г. Вологда |
|
16 декабря 2010 г. |
Дело N А13-10983/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробовой Ю.А.,
при участии от товарищества собственников жилья "Уют" Смирнова Е.И. по доверенности от 09.04.2010, от Административной комиссии в городе Вологде Лазаренко А.П. по доверенности от 16.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Уют" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 ноября 2010 года по делу N А13-10983/2010 (судья Киров С.А.),
установил
товарищество собственников жилья "Уют" (далее - товарищество, ТСЖ "УЮТ") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Административной комиссии в городе Вологде (далее - комиссия) о признании незаконным и отмене полностью постановления от 06.10.2010 N 1897 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 ноября 2010 года признано незаконным и изменено постановление от 06.10.2010 N 1897 в части назначения наказания. Товариществу за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8 Кодекса Вологодской области об административных правонарушениях (далее - КоАП Вологодской области), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Товарищество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что оно незаконно привлечено к административной ответственности за наличие на контейнерной площадке строительного мусора, поскольку на контейнерной площадке находятся также баки и других организаций, которые должны принимать меры по вывозу мусора, полагает, что комиссией не установлено, кто именно виноват в образовании мусора на контейнерной площадке.
Комиссия в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласны с ее доводами, решение суда считают законным и обоснованным, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель товарищества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заслушав объяснения представителей товарищества и комиссии, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.09.2010 главным инспектором Административно-технического отдела Департамента городского хозяйства администрации города Вологды в ходе обследования территории вблизи дома N 51 по улице Горького города Вологды обнаружено, что организован сбор твердых бытовых отходов в месте, официально не определенном для размещения специально-оборудованной площадки для установки специальных мусоросборников для сбора твердых бытовых отходов. Мусоросборники не промаркированы, не имеют крышек. Территория, прилегающая к контейнерам (до 5 м по периметру), не очищена от мусора (унитаз, заросли травы, бревна, брезент, строительный мусор, полиэтиленовые пакеты, бумага, смет, картонные коробки, пищевые отходы, доски).
По данному факту главным инспектором Административно-технического отдела Департамента городского хозяйства администрации города Вологды составлен акт от 27.09.2010, а также 29.09.2010 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ТСЖ "УЮТ" 27.09.2010 в 11.26 вблизи дома по адресу: город Вологда, улица Горького, дом 51, нарушило пункт 2.5 Порядка сбора отходов на территории города Вологды.
Комиссия, рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении ТСЖ "УЮТ", приняла постановление от 06.10.2010 N 1897 о привлечении товарищества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 КоАП Вологодской области, которым товарищество признано виновным в нарушении порядка сбора отходов (прилегающая территория к контейнерной площадке не убрана от мусора) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением комиссии, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 8.8 КоАП Вологодской области нарушение порядка сбора и вывоза бытовых, промышленных отходов и мусора влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.8 КоАП Вологодской области, выражается в нарушении порядка сбора и вывоза бытовых, промышленных отходов и мусора.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденного постановлением главы города Вологды от 26.01.2010 N 309 (далее - Порядок), настоящий Порядок устанавливает требования к сбору, вывозу и утилизации отходов, направленные на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и окружающую природную среду путем минимизации объема их размещения в природной среде, увеличения количества перерабатываемых отходов, а также вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1.3 Порядка его требования распространяются на всех юридических и физических лиц (в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), осуществляющих любые виды деятельности на территории муниципального образования "Город Вологда", в процессе которой образуются, используются, обезвреживаются отходы производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений, отходов, связанных с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты).
Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что все виды твердых бытовых отходов должны собираться в специальные мусоросборники, устанавливаемые на специально оборудованных площадках, места размещения которых определяются утвержденной проектной документацией.
Контейнеры и другие мусоросборники должны находиться в технически исправном состоянии, быть окрашены, иметь маркировку с указанием владельца. Окраска всех мусоросборников и ограждений должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью. Металлические мусоросборники в летний период необходимо промывать не реже 1 раза в 10 дней, деревянные - дезинфицировать после каждого опорожнения.
Контейнеры и другие мусоросборники для раздельного сбора отходов, предназначенных для использования в качестве вторичного сырья, должны быть окрашены в различные цвета, иметь соответствующие надписи по видам отходов.
За техническое состояние площадок и контейнеров ответственными являются управляющие организации, товарищества собственников жилья, собственники помещений - при непосредственном управлении многоквартирным домом, юридические и физические лица, владеющие и (или) эксплуатирующие контейнерные площадки и отдельно стоящие контейнеры.
За своевременный сбор образующихся отходов в контейнеры, а также уборку контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий на расстоянии 5 метров по периметру контейнерной площадки или отдельно стоящих контейнеров ответственными являются управляющие организации, юридические и физические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющиеся собственниками помещений, владеющие и (или) эксплуатирующие контейнерные площадки и отдельно стоящие контейнеры.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела то, что 27.09.2010 на прилегающей территории к контейнерной площадке, расположенной по адресу: город Вологда, улица Горького, дом 51, находился мусор: строительный мусор, пакеты, бумага, пищевые отходы, доски, бревна.
ТСЖ "УЮТ" в числе остальных 7 лиц осуществляет эксплуатацию контейнерной площадки, расположенной вблизи дома 51 по улице Горького в городе Вологде (далее - контейнерная площадка), что подтверждается списком лиц, эксплуатирующих данную контейнерную площадку, представленным начальником Административно-технического отдела Департамента городского хозяйства администрации города Вологды, а также договором на оказание услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов от 01.02.2010 N 261, заключенным заявителем с обществом с ограниченной ответственностью "Фрязиново-1" (далее - ООО "Фрязиново-1").
ТСЖ "Уют" факт эксплуатации контейнерной площадки не оспаривает.
Вместе с тем товарищество указывает на то, что контейнерную площадку эксплуатируют также и другие пользователи, за действия которых оно не может нести ответственность, а также на то, что на площадке расположен только один контейнер, принадлежащий заявителю.
Однако, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, контейнерная площадка предоставлена в пользование нескольким юридическим лицам и одному предпринимателю, какой-либо график уборки контейнерной площадки не определен, следовательно, обязательства по ее уборке являются неделимыми, вследствие чего каждый из пользователей отвечает за состояние контейнерной площадки в целом.
Кроме того, товарищество привлечено к ответственности только за наличие мусора на контейнерной площадке, а не за состояние конкретных контейнеров. При этом непривлечение к ответственности других лиц, эксплуатирующих контейнерную площадку, не может служить основанием для освобождения от административной ответственности заявителя.
Ссылка заявителя на наличие на контейнерной площадке мусора, не принадлежащего товариществу, не может быть принята во внимание, поскольку требования по уборке контейнерных площадок, предусмотренные пунктом 2.4 Порядка, не разделяют отходы на "свои" и "чужие", а предполагают обязанность уборки площадки от любого вида мусора.
Также суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной ссылку заявителя на отсутствие вины вследствие невыполнения ООО "Фрязиново-1" своих обязательств по договору от 01.02.2010 N 261 на оказание услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов, поскольку обязанность по уборке контейнерных площадок возложена на пользователей нормативно-правовым актом, является публично-правовой, а поэтому не может быть передана другому субъекту с помощью гражданско-правовых средств. Кроме того, данный договор не предусматривает обязанность ООО "Фрязиново-1" по уборке прилегающей к контейнеру территории, а значит невыполнение им своих обязательств по исполнению указанного договора не свидетельствует об отсутствии вины товарищества.
Таким образом, требования по уборке контейнерных площадок, закрепленные пунктом 2.4 Порядка, распространяются также и на заявителя, а поэтому невыполнение требований указанного пункта образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 КоАП Вологодской области.
Материалами дела, а именно: актом проверки от 27.09.2010, фотоматериалами и протоколом об административном правонарушении подтверждается наличие мусора на контейнерной площадке. Директор ТСЖ "Уют" при составлении протокола об административном правонарушении 29.09.2010 и на заседании комиссии подтвердил факт наличия мусора 27.09.2010 на контейнерной площадке.
На основании изложенного товарищество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 КоАП Вологодской области за нарушения пункта 2.4 Порядка сбора отходов на территории муниципального образования "Город Вологда".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность соблюдения товариществом требований законодательства в сфере сбора отходов, ТСЖ "Уют" имело реальную возможность своевременно исполнить возложенные на него соответствующими правилами обязанности, но не предприняло для этого надлежащих мер, что свидетельствует о наличии его вины в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8 КоАП Вологодской области.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности. Существенных нарушений порядка привлечения товарищества к административной ответственности не допущено.
По существу доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которым дана оценка судом первой инстанции, направлены на переоценку верных выводов суда, изложенных в решении.
Доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не свидетельствуют о несоответствии выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что комиссией не обоснован размер штрафа (15 000 рублей), назначенного товариществу.
Санкция статьи 8.8 КоАП Вологодской области предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа от 10 000 до 50 000 рублей.
При назначении административного наказания в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, определены статьей 4.3 КоАП РФ.
Смягчающие административную ответственность обстоятельства предусмотрены статьей 4.2 КоАП РФ.
Приняв во внимание недоказанность наличия отягчающих ответственность обстоятельств, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и изменил постановление Административной комиссии в городе Вологде от 06.10.2010 N 1897 в части назначения товариществу наказания и назначил ему наказание в виде штрафа в минимальном размере - 10 000 рублей.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы товарищества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 ноября 2010 года по делу N А13-10983/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Уют" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10983/2010
Истец: ТСЖ "Уют"
Ответчик: Административная комиссия в городе Вологде
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2010 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8247/10