В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроект направлен на создание правовых условий интеграции науки и образования в России, устранение административных барьеров и исторически сложившегося институционального развития этих видов деятельности.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения в сфере науки и образования, связанные с условиями осуществления интеграции этих видов деятельности.
По существу проекта федерального закона имеются следующие замечания.
В законопроекте целесообразно отразить, что прием студентов и реализация образовательных программ высшего профессионального образования научными организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, будут осуществляться в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов за счет средств федерального бюджета согласно конкурсному порядку размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.
Пунктом 5 статьи 1 законопроекта предусматривается внести изменение в пункт 24 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон об образовании), определяющий перечень образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к ведению Российской Федерации, и внести в указанный перечень научные организации. Необходимо учитывать, что Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ предусмотрена новая редакция подпункта 24 статьи 28 Закона об образовании, согласно которой к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере образования будут относиться лицензирование и аттестация научных организаций по программам послевузовского профессионального образования и программам дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Таким образом, вопрос о лицензировании и государственной аккредитации научных организаций по программам высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением квалификации "магистр", законодательно урегулирован не будет.
Аналогичный вывод можно сделать и из содержания Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, также предусматривающего изложение подпункта 24 статьи 28 Закона об образовании в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 года.
Пунктами 1 и 2 статьи 2 законопроекта предлагается ввести институт интеграции образования и науки. В то же время при уточнении вопросов реализации этой интеграции в законопроекте речь идет об интеграции только высшего и послевузовского профессионального образования и науки. Следует более четко определиться в законопроекте с указанным вопросом с учетом того, что указанные изменения вносятся в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон о высшем образовании).
В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 2 законопроекта интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться путем проведения высшими учебными заведениями научных исследований и разработок на основании государственных или муниципальных контрактов, за счет грантов, собственных средств или иных источников финансирования.
Данное положение относится ко всем высшим учебным заведениям, в том числе государственным и муниципальным, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления и деятельность которых финансируется за счет средств соответствующего бюджета, в связи с чем в абзаце четвертом пункта 2 статьи 2 законопроекта следует уточнить, что имеется в виду под собственными средствами бюджетных учреждений, за счет которых указанные учреждения могут осуществлять научные исследования и разработки.
Предлагаемые абзацем третьим пункта 6 статьи 2 законопроекта изменения в пункт 10 статьи 16 Закона о высшем образовании приведут к тому, что студенты, обучающиеся в научных организациях, имеющих государственную аккредитацию по программам высшего профессионального образования и финансируемых из соответствующего бюджета, будут лишены права получения государственной стипендии, что требует соответствующего уточнения.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в подпункт 1 пункта 3 статьи 2 Закона о высшем образовании, в соответствии с которым государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях не менее, чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. Аналогичные изменения следует внести в статью 41 Закона об образовании.
Законопроектом предлагается дополнить Закон о высшем образовании статьей 3.1 "Интеграция образования и науки". Учитывая, что в соответствии со статьей 2 Закона о высшем образовании одним из принципов государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования, представляется целесообразным уточнить нумерацию предлагаемой законопроектом статьи.
Из пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается исключить слово "учреждений".
Учитывая норму законопроекта (статья 3 пункт 1 абзац третий) об осуществлении научными организациями установленной образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, предлагается исключить из абзаца шестого пункта 2 статьи 1 законопроекта слова "применяются нормы законодательства Российской Федерации в области образования" и из абзаца второго пункта 5 статьи 2 законопроекта второе предложение.
Во втором абзаце пункта 5 статьи 1 законопроекта вместо слова "заменить" включить слово "дополнить".
Из абзаца первого пункта 4 статьи 2 законопроекта слова "новым" и "четвертым" исключить.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 3 законопроекта слова "вторым, третьим и четвертым" исключить.
Поскольку абзац третий пункта 6 статьи 2 законопроекта, по существу, дублирует абзац четвертый указанного пункта, предлагается его исключить.
Также следует уточнить нумерацию пунктов статьи 2 законопроекта.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона при условии его доработки с учетом указанных замечаний.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 2332п-П44 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 387946-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", внесенный депутатами Государственной Думы Булаевым Н.И., Ветровым К.В., Колесниковым С.И., Хамитовым Э.Ш."
Текст письма официально опубликован не был