г. Воронеж |
|
14 ноября 2011 г. |
Дело N А36-565/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей: Яковлева А.С.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новожениной В.М.,
при участии:
от Липецкого УФАС России - Козлов Ю.Т., представитель по доверенности N 16 от 31.01.2011 г..,
от муниципального образования сельское поселение Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации - представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ООО "ФАРМ-СЕРВИС" - представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации - представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН 1024840864432) к муниципальному образованию сельское поселение Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, обществу с ограниченной ответственностью "ФАРМ-СЕРВИС" (ОГРН 1024800794446) о признании недействительным размещения заказа, при участии третьего лица: Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Липецкое УФАС России, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "ФАРМ-СЕРВИС" (далее - ООО "ФАРМ-СЕРВИС") о признании недействительным размещения заказа на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в п.Газопровод ул.Зеленая сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области, о признании недействительным муниципального контракта от 28.10.2010 г.., заключенного по итогам размещения указанного заказа, о применении последствий недействительности сделки, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил признать недействительным размещение заказа на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в п.Газопровод ул.Зеленая сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 16.05.2011 г.. по делу N А36-565/2011 уточненные исковые требования Липецкого УФАС России удовлетворены, производство по делу в остальной части прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением от 04.08.2011 г.. суд перешел к рассмотрению дела N А36-565/2011 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образование Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
Определением от 01.09.2011 г.. суд произвел процессуальную замену ненадлежащего ответчика Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации на надлежащего - муниципальное образование - Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - ответчик). В этом же судебном заседании суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Администрацию сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции истец поддержал уточненные исковые требования и просил признать недействительным размещение заказа на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в п.Газопровод ул.Зеленая сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Принимая во внимание, что представитель истца наделан правом на полный или частичный отказ от исковых требований, а также то, что данный отказ не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, отказ от требований в части признания недействительным муниципального контракта от 28.10.2010 г.., заключенного по итогам размещения указанного заказа, применения последствий недействительности сделки, предусмотренных статьей 167 ГК РФ, принимается судом апелляционной инстанции.
На основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в части признания недействительным муниципального контракта от 28.10.2010 г.., заключенного по итогам размещения указанного заказа, применения последствий недействительности сделки, предусмотренных статьей 167 ГК РФ, принимается судом апелляционной инстанции подлежит прекращению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции рассматривает иск Липецкого УФАС России к муниципальному образованию Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации и ООО "ФАРМ-СЕРВИС" о признании недействительным размещения заказа на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в п.Газопровод ул.Зеленая сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области.
Муниципальное образование Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации возражало против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в пояснениях по делу от 10.10.2011 г.. N 354.
ООО "ФАРМ-СЕРВИС", муниципальное образование - Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, Администрация сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании статей 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 64 от 30.08.2010 г.. на официальном сайте была размещена документация о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в п.Газопровод ул.Зеленая сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
Предметом аукциона являлось право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома по ул.Зеленая в п.Газопровод. Приглашением к участию в открытом аукционе и информационной картой определены место, условия и сроки выполнения работ: выполненные работы должны соответствовать требованиям СНиП и проводиться по адресу: Липецкая область, Елецкий район, п.Газопровод.
Протоколом N 1/1-А от 28.09.2010 г.. рассмотрения заявок аукционная комиссия муниципального заказчика отказала в допуске к участию в аукционе трем участникам размещения заказа, в том числе ООО "Сельстрой".
Аукционная комиссия сослалась на несоответствие организации требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 22.07.2005 г.. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов", поскольку согласно представленным документам у заявителя отсутствует допуск к работам по осуществлению устройства системы газоснабжения.
Комиссия указала, что предметом работ является строительство газифицированного дома с системой газоснабжения каждой квартиры, что предполагает обязательное устройство внутренней системы газоснабжения.
Не согласившись с действиями муниципального заказчика, ООО "Сельстрой" обратилось в Липецкое УФАС России с жалобой на его действия.
Решением N 131м/10 от 11.10.2010 г.. Липецкое УФАС России признало жалобу обоснованной, выдало предписание об устранении выявленных нарушений, в котором предлагало отменить протокол рассмотрения заявок от 28.09.2010 г.. N 1/1-А и вернуться на этап рассмотрения аукционных заявок. Контролирующий орган указал на то, что действия аукционной комиссии администрации сельского поселения, выразившиеся в незаконном отказе в допуске к участию в открытом аукционе, нарушают часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Не соглашаясь с решением и предписанием Липецкого УФАС России от 11.10.2010 г.. N 131м/10, заказчик обратился в суд с заявлением о признании их незаконными.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.12.2010 г.. по делу N А36-4149/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 г.. решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.12.2010 г.. по делу N А36-4149/2010 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации - без удовлетворения.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебных актах по делу N А36-4149/2010 установлено нарушение Администрацией сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации требований Закона о размещении заказов и отсутствие нарушений в действиях контролирующего органа.
Заказчик не выполнил предписание контролирующего органа N 131м/10 от 11.10.2010 г.., не вернулся на этап рассмотрения аукционных заявок и заключил муниципальный контракт N 5 от 28.10.2010 г.. с ООО "ФАРМ-СЕРВИС" (л.д.27-35).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Липецкого УФАС России в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 5 статьи 10).
В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе:
1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов;
2) выдать указанным в части 1 настоящей статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
Актом Липецкого УФАС России N 73м/10 от 28.10.2010 г.. установлено нарушение действиями аукционной комиссии части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, в действиях Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации нарушение части 3 статьи 7 Закона о размещении заказов (л.д.20-23).
Актом Липецкого УФАС России N 10м/11 от 24.02.2011 г.. по результатам контрольного мероприятия установлено нарушение действиями муниципального заказчика части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов (л.д.24-26). Данные нарушения подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в том числе дополнительным соглашением от 29.10.2010 г.. (л.д.34-35).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что размещение заказа проведено с существенными нарушениями требований Закона о размещении заказов, в связи с чем требования Липецкого УФАС России о признании недействительным размещения заказа на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в п.Газопровод ул.Зеленая сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации являются обоснованными и подлежат удовлетворении..
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчиков. Муниципальное образование сельское поселение Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.05.2011 г.. по делу N А36-565/2011 отменить.
Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области к муниципальному образованию Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации и ООО "ФАРМ-СЕРВИС" в части признания недействительным размещения заказа на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в п.Газопровод ул.Зеленая сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области удовлетворить.
Признать недействительным размещение заказа на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в п.Газопровод ул.Зеленая сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области.
Производство по делу в остальной части прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-565/2011
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, УФАС РФ по Липецкой области
Ответчик: Администрация сельского поселения Нижневорголький сельсовет Елецкого муниципального района, Администрация сельского поселения Нижневоргольского сельсовета Елецкого муниципального р-на Липецкой обл., ООО "Фарм-Сервис"
Третье лицо: Муниципальное образование-Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального р-на Липецкой обл. РФ в лице Администрации сельского поселения Нижневоргольский сельсовет Елецкого муниципального р-на Липецкой обл. РФ
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3466/11