г. Самара |
|
14 ноября 2011 г. |
Дело N А55-7868/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Садило Г.М., Александрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания Холмецкой Е.А., с участием:
от Министерства управления финансами Самарской области - Первушина Н.И., доверенность N МФ-13-07/2548 от 16.12.2010,
от Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" - Чулков А.А., доверенность N 31 от 17.01.2011, Казачков А.Ю., доверенность "1226 от 30.12.2010 г..,
от иных лиц - не явились, извещены,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2011 года по делу N А55-7868/2011 по иску Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N3" к 1) Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г. Москва 2) Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, третьи лица: 1) Мэрия городского округа Тольятти, 445011, Самарская область, Тольятти, площадь Свободы, д.4; 2) ФГУП "Почта России" в лице обособленного подразделения "Тольяттинский почтамт", 445050, г. Тольятти, ул. Мира, 67; 3) "Процессинговый Центр пассажирского транспорта", 445000, г. Тольятти, ул. Заставная, д.19; 4) Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, 443068, г. Самара, ул. Скляренко,20
о взыскании 63 185 324 руб. 93 коп.
УСТАНОВИЛ
Муниципальное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятиеN 3" является транспортной организацией осуществляющей перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
МП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятиеN 3" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании убытков за счет средств бюджета Самарской области и федерального бюджета, причиненных бездействием органов исполнительной власти, выразившихся в неисполнении обязанности по компенсации выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по социальным проездным билетам и социальным картам, в размере 63 185 324 руб. 93 коп., из которых: с субъекта Российской Федерации за счет казны Самарской области за период с 01.01.2010 г.. по 31.12.2010 г.. убытков в размере 46 878 450руб17коп. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации за этот же период убытков в размере 16 306 874руб 76коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2011 г.. Взыскано с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МП "ТПАТПN 3" 12 633 194руб. 76коп. - убытки, возникшие в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов и социальных карт, а также расходы по госпошлине в размере 39 686руб 45коп. Взыскано с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу МП "ТПАТПN 3" 36 029 849руб. 77коп. убытков, возникших в результате предоставления льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов и социальных карт, а также расходы по госпошлине в размере 112 953руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом управление Федерального казначейства по Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства управлениями финансов Самарской области апелляционную жалобу поддержал, сославшись на доводы, изложенные в ней.
Представители МП "ТПАТПN 3" с доводами апелляционных жалоб не согласны, просят оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. Суд располагает уведомлениями о надлежащем извещении, что позволяет рассмотреть жалобы в отсутствии неявившихся лиц, в соответствии с требованиями статей 123, 156 АПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив и оценив доводы апелляционных жалоб, руководствуясь требованиями статей 268, 270 АПК РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, истец, как транспортная организация осуществлял перевозку пассажиров г.Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для транспортных предприятий г.Тольятти.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями. Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 г.. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005 г.. N 55), согласно которому с 01.07.2008 г.. стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 270 руб. 00 коп. для: лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления; лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"; лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий"; лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов"; лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц; родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов; лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
Также с 1 марта 2005 года установлена стоимость единого социального проездного билета в размере 150руб. на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской области, для следующих категорий граждан: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
С 01.07.2008 г.. года стоимость единого социального проездного билета для лиц, указанных выше установлена в размере 270 руб. В соответствии с постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 15.01.2010 г.. N 48-п/1 утверждена стоимость обычного (не льготного) проезда пассажиров в 2010 г.. в размере 12 руб.
При определении размера ущерба, предъявляя требования по делу истец определяет размер убытков, исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций из федерального и регионального бюджетов и стоимости не льготного проездного билета.
Истец указывает, что разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) истцу возмещалась лишь частично (как органами ФГУП "Почта России" - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просит взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам и социальным картам с казны публично-правовых образований (Российской Федерации и Самарской области).
Кроме того, пунктом 2.1 вышеуказанного Постановления Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 установлено, что с 1 июля 2008 года ежемесячная оплата проезда на городском и внутрирайонном транспорте общего пользования на территории Самарской области отдельными категориями граждан, указанными в настоящем Постановлении, может осуществляться с использованием социальной карты жителя Самарской области и не превышает размера стоимости единого социального проездного билета.
В городских округах Самара и Тольятти оплата проезда на городском транспорте общего пользования отдельными категориями граждан, указанными в Постановлении, которые проживают на территории городских округов Самара и Тольятти, могла осуществляться (а с 1 января 2011 г. исключительно) с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения карты через сеть пунктов пополнения по установленной для единого социального проездного билета стоимости в размере, не превышающем 270 рублей.
В соответствии с постановлением правительства Самарской области от 29 марта 2007 г. N 31 "Об утверждении Положения о социальной карте жителя Самарской области" на территории Самарской области внедрена указанная социальная карта жителя Самарской области в целях совершенствования адресного взаимодействия органов власти и населения, организации социальных выплат, предоставления социально ориентированных услуг для населения Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 03.03.2010 N 102 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан путем предоставления средств областного бюджета транспортным организациям в целях возмещения понесенных ими расходов на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам и (или) социальным картам жителя Самарской области" установлен механизм обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан путем предоставления средств областного бюджета транспортным организациям в целях возмещения понесенных ими расходов на оказание транспортных услуг по перевозке автомобильным транспортом общего пользования, городским наземным электрическим транспортом, метрополитеном отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам и (или) социальным картам жителя Самарской области.
Согласно ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно подпункта 2 п. 1 ст. 10 соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 г.. при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии в пунктом 1 Постановления Правительства РФ ОТ 25.12.2006 г..N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов РФ, устанавливающие расходные обязательства субъектов РФ по осуществлению выплат: гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ, взамен бесплатного проезда, транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан,транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льгот по проезду указанной категории граждан.
До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Так, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Следовательно, данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации.
Согласно части 4, 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.
В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
Пунктом 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г.. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В материалы дела представлен расчет убытков. Исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций и стоимости не льготного проездного билета (не включая сумму вознаграждения Почтамту РФ в размере 3%).
Суд руководствуется правовой позицией Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 17828/10 по делу N А40-134840/09-55-1031 и расчет суммы расходов, подлежащих возмещению истцу производит с учетом постановления Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 г.. N 9 "Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", согласно которому при продаже отдельным гражданам и организациям по установленному тарифу проездных билетов долговременного пользования, в том числе социальных проездных билетов, количество перевезенных пассажиров за месяц определяется умножением количества проданных билетов на количество поездок в месяц, которое устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или на определенное экспертно количество поездок.
При продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях) (п. 54 Порядка). Взысканию подлежит сумма исходя из расчета разницы между стоимостью 50 поездок (600 руб. в 2010 г..) для граждан и стоимостью ЕСПБ.
Нормативными актами возмещение убытков отнесено к расходным обязательствам соответствующих бюджетов. В зависимости от того, нормативными актами какого уровня установлены соответствующие льготы.
При этом законодательство не предусматривает возмещение убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан на основании единого проездного билета, за счет доходов транспортной организации, полученных по договорам перевозок от своих контрагентов.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсационный характер.Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно установил, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта РФ (в размере убытков от предоставления льгот региональным льготникам-гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области), и за счет казны РФ (убытки, возникшие в результате предоставления льгот гражданам.имеющим право на льготы на основании федеральных законов). Изложенная правовая позиция суда соответствует сложившейся практике рассмотрения споров данной категории дел.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционных жалоб проверены судебной коллегией апелляционной инстанции и отклоняются, как необоснованные, не подтвержденные материалами дела.
Руководствуясь вышеизложенным, требованиями ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2011 года по делу N А55-7868/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Г.М. Садило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7868/2011
Истец: Муниципальное предприятие "ТПАТП-3"
Ответчик: РФ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ, Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области
Третье лицо: Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, Мэрия г. о. Тольятти, Общество с ограниченной ответственностью "Процессинговый Центр пассажирского транспорта", ФГУП "Почта России" обособленное предприятие "тольяттинский почтамт"
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8901/12
29.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8901/12
22.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-649/12
14.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12375/11
26.08.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7868/11