город Ростов-на-Дону |
|
07 ноября 2011 г. |
дело N А32-47017/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Близнюк А.А.,
при участии:
от ОАО "Нефтяная компания" "Роснефть-Кубаньнефтепродукт": представителя Бабаевой Ларисы Бейтуллаевны, по доверенности N 289 от 04.08.2011;
от УФАС по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарского УФАС
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21 июня 2010 г.. по делу N А32-47017/2009, принятое судьей Погореловым И.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная компания" "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"
к заинтересованному лицу: Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю N 122А/2009 от 05.10.2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 6 343 793,26 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2010 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован ссылкой на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А32-46701/2009-33/651, которыми признано недействительным решение УФАС по КК от 28.08.2009, являющееся основанием для принятия оспариваемого по настоящему делу постановления. Суд, с учетом правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 30.06.2008 N 30, указал, что одно лишь обстоятельство повышения предприятиями розничных цен на бензин при наличии объективных причин для этого не может свидетельствовать о том, что действия субъектов рынка по реализации автомобильного топлива являются согласованными.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по КК обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения, в том числе вина юридического лица в его совершении; процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено; на момент вынесения обжалуемого решения Арбитражного суда Краснодарского края не истек срок подачи кассационной жалобы на судебные акты по делу N А32-46701/2009-33/651, которыми признано недействительным решение УФАС по КК от 28.08.2009, являющееся основанием для принятия оспариваемого по настоящему делу постановления.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласился с доводами антимонопольного органа, указав на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя не согласилась с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель УФАС по КК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по поручению Правительства РФ "О мониторинге оптовых и розничных цен на нефтепродукты" во исполнение приказа ФАС России от 19.03.2007 N 73 Управление ФАС по Краснодарскому краю в целях реализации возложенных функций осуществляет еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен бензина автомобильного (марки А-76, Аи-92, Аи-95) и дизельного топлива, реализуемых с АЗС, расположенных на территории края, в том числе в муниципальном образовании город Краснодар.
Субъектами вышеуказанного мониторинга в МО г. Краснодар явились ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Октан-Юг".
Из информации, представленной в УФАС по Краснодарскому краю, следовало что ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ООО "Октан-Юг" в июне 2009 увеличены на одну и ту же величину розничные цены на бензин автомобильный (марки А-76, Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо, при этом цены оставались различными.
УФАС по Краснодарскому краю в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. N 108, проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке, а именно:
- определен временной интервал исследования товарного рынка (стр. 9 решения Краснодарского УФАС России от 28.08.09);
- определены продуктовые границы товарного рынка (стр. 9 решения от 28.08.09);
- определены графические границы товарного рынка (стр. 9 решения от 28.08.09);
- определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке (стр. 9 решения от 28.08.09);
- произведен расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке (стр. 9-10 решения от 28.08.09).
В качестве временного интервала исследования товарного рынка определен период с 2008 по 1 квартал 2009.
Продуктовыми границами товарного рынка является розничная реализация бензина автомобильного марок А-76(80), Аи-92, Аи-95 и дизельного топлива.
В качестве географических границ исследуемого рынка приняты административно-территориальные границы МО г. Краснодар.
Состав продавцов определен исходя из действующих хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в границах МО г. Краснодар в пределах определенного временного интервала - с 2008 по 1 квартал 2009.
На территории МО г. Краснодар выявлен 31 хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на рынке розничной реализации бензина автомобильного марок А-76(80), Аи-92, Аи-95 и дизельного топлива. Исходя из сведений, представленных хозяйствующими субъектами в границах МО г. Краснодар расположено 108 автозаправочных станций, находящихся в собственности определенного продавца, аренде или в его управлении.
В соответствии с п. 38 Порядка объем розничного рынка бензина автомобильного марок А-76, Аи-92, Аи-95 и дизельного топлива в географических границах МО г. Краснодар оценивался по объемам реализованных в розницу нефтепродуктов на территории МО г. Краснодар всеми выявленными субъектами рынка (31, количество АЗС -108), в том числе, ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (14 АЗС), ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (14 АЗС), ООО "Октан-Юг" (7АЗС) в натуральном (литрах) выражении, что отражено в аналитическом отчете.
Объем реализации бензина автомобильного по каждой марке отдельно А-76, Аи-92, Аи-95 и дизельного топлива в натуральном (литрах) выражении в географических границах МО г. Краснодар за 1 квартал 2009 г. и доли (в %) на товарном рынке ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ООО "Октан-Юг" представлены следующим образом (выдержки из аналитического отчета):
- А-76: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" - 625309 литров, доля 15,28%, ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" - 571364 литров, доля 13,96%;
-Аи-92: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" - 9166434 литров, доля 17,4%, ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" - 19654243 литров, доля 37,3%;
- Аи-95: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" - 2363954 литров, доля 16,82%, ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" - 6078232 литров, доля 43,24%;
- дизельное топливо: ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" - 1870898 литров, доля 20,28%, ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" - 3233758 литров, доля 35,06%.
Краснодарским УФАС 28.08.2009 вынесено решение, в соответствии с которым дело N 76/2009 г., возбужденное по признакам нарушения п. 1 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ в отношении ООО "Октан-Юг", прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Этим же решением от 28.08.2009 Краснодарским УФАС в действиях ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" и ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", выразившихся в установлении путем увеличения на один и тот же уровень +0,50 руб. за один литр розничных цен на нефтепродукты в границах МО г. Краснодар соответственно, по состоянию на 05.06.2009, 06.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76(80), Аи-95 и дизельное топливо"; по состоянию на 17.06.2009, 19.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95, по состоянию на 26.06.2009, 27.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95, признан факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цент (тарифов).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 28.09.2009 в присутствии представителей по доверенности общества Роговой Э.В. и Ким С.Л. составлен протокол об административном правонарушении N 122А/2009.
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 05.10.2009 по делу N 122А/2009 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 6 343 793, 26 руб.
Постановление мотивировано тем, что ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" совершило нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении путем увеличения +0,50 руб. за один литр розничных цен на нефтепродукты в границах МО г. Краснодар соответственно: по состоянию на 05.06.2009, 06.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76(80), Аи-95 и дизельное топливо"; по состоянию на 17.06.2009, 19.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95, по состоянию на 26.06.2009 27.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95.
Заявитель не согласился с вынесенным постановлением, что и послужило основанием для его обращения в суд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Как следует из оспариваемого постановления заявителю вменено нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в согласованном установлении путем увеличения +0,50 руб. за один литр розничных цен на нефтепродукты в границах МО г. Краснодар соответственно: по состоянию на 05.06.2009, 06.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76(80), Аи-95 и дизельное топливо"; по состоянию на 17.06.2009, 19.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95, по состоянию на 26.06.2009 27.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95.
Основанием для вывода о наличии в действиях общества события правонарушения послужило вышеуказанное решение УФАС по КК от 28.08.2009, которым в действиях заявителя установлен факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в согласованном с ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" установлении путем увеличения на один и тот же уровень +0,50 руб. за один литр розничных цен на нефтепродукты в границах МО г. Краснодар соответственно, по состоянию на 05.06.2009, 06.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76(80), Аи-95 и дизельное топливо"; по состоянию на 17.06.2009, 19.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95, по состоянию на 26.06.2009, 27.06.2009 на бензин автомобильный марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95.
Как установлено судом и следует из материалов дела, указанное решение УФАС по КК от 28.08.2009, явившееся основанием для вынесения оспариваемого по настоящему делу постановления, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А32-46701/2009-33/651, признано недействительным.
Судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что указанные судебные акты постановлением ФАС СКО от 20.08.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В этой связи Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 с учетом преюдициального характера значения выводов судов об обстоятельствах нарушения обществом ФЗ от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", сделанных в рамках указанного дела N А32-46701/2009-33/651, производство по апелляционной жалобе УФАС по КК по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А32-46701/2009-33/651.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.04.2011 по делу N А32-46701/2009, заявленные требования о признании недействительным решения УФАС по КК от 28.08.2009 удовлетворены. Суды пришли к выводу об отсутствии в действиях, в том числе ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", нарушений пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановлением ФАС СКО от 22.07.2011 по делу А32-46701/2009 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 оставлены без изменения, кассационная жалоба УФАС по КК без удовлетворения. Суды установили, что Управление ФАС по КК не представило доказательства отсутствия в анализируемом периоде факторов рыночной среды, которые могли бы привести к повышению заявителями цен на нефтепродукты на розничном рынке. Также указали, что материалы дела свидетельствуют о том, что такие объективные причины имелись. Антимонопольным органом не установлен и не доказан такой квалифицирующий признак согласованности действий, как соответствие указанных действий интересам каждого из хозяйствующих субъектов при условии, что их действия заранее известны каждому из них, что действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Согласованность действий по своему смыслу подразумевает, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов. Суды указали, что из представленных в материалы документов однозначно не следует, что общества заранее знали о том, когда и на сколько каждый из них изменит цены на нефтепродукты. Сам факт согласованных действий означает ограничение конкуренции вне зависимости от их последствий для товарного рынка отклоняется, поскольку, согласованными могут быть признаны действия хозяйствующих субъектов, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии и способные привести к результатам, определенным Законом о конкуренции (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15956/08).
Кроме того, суды указали, что в оспариваемом решении не содержится выводов относительно последствий, которые возникли или могли возникнуть в результате действий обществ, которые антимонопольный орган признал согласованными и нарушающими Закон о конкуренции, их влиянии на конкуренцию на данном товарном рынке, нарушении прав иных хозяйствующих субъектов, действующих на том же рынке, либо потребителей. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что заинтересованным лицом не установлен и не доказан факт ограничения спорными действиями конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом предмета спора, а также состава лиц, участвующих в деле N А32-46701/2009, суд апелляционной инстанции считает обстоятельства, установленные в рамках указанного дела, имеющими преюдициальное значение для настоящего дела и не подлежащими доказыванию вновь в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенное позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2010 и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы УФАС по КК.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2010 г. по делу N А32-47017/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Краснодарского УФАС России - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47017/2009
Истец: ОАО "Нефтяная компания" "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8345/10