г. Пермь |
|
02 октября 2009 г. |
N 17АП-8838/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Крымджановой М. С.
судей Мармазовой С.И., Хаснуллиной Т.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудометовой К.Ю.
при участии:
от истца (Республиканское открытое акционерное общество "Удмуртгаз") - Трофимова О.В. (доверенность от 24.12.2008),
от ответчика (Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска") - Малей С.А. (доверенность от 11.01.2009),
от ответчиков (Муниципальное образование "г. Ижевск", Управление финансов Администрации г. Ижевска) - не явились,
от третьего лица (Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска) - не явились
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления финансов Администрации г. Ижевска - на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 августа 2009 года по делу N А71-8201/2009,
принятое судьей Сидоренко О.А.
по иску Республиканского открытого акционерного общества "Удмуртгаз"
к Муниципальному учреждению "Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", Муниципальному образованию "г. Ижевск", Управлению финансов Администрации г. Ижевска
третье лицо: Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска
о взыскании долга по муниципальному контракту,
установил:
Общество "Удмуртгаз" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному учреждению "Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", Муниципальному образованию "г. Ижевск", Управлению финансов Администрации г. Ижевска о взыскании о взыскании 71 587 руб. долга по муниципальному контракту от 03.09.2008 N 101/2.9.6.8/1-1071-01/2008.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 июля 2009 года по ходатайству ответчика и с согласия истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Муниципальное образование "г. Ижевск", Управление финансов Администрации г. Ижевска (л.д. 33).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 июля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска (л.д. 33).
Решением от 11 августа 2009 года в удовлетворении иска к Муниципальному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" отказано. В удовлетворении иска к Муниципальному образованию "г. Ижевск" в лице Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска отказано. С Муниципального образования "г. Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "г. Ижевск" в пользу Республиканского открытого акционерного общества "Удмуртгаз" взыскано 71 587 руб. (л.д. 58-62).
Ответчик - Управление финансов Администрации г. Ижевска - с решением не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приведены следующие доводы.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ, п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ МУ "Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", являясь юридическим лицом и стороной по муниципальному контракту от 03.09.2008 N 101/2.9.6.8/1-1071-01/2008, самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ собственник имущества несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлениях Пленумов ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 и N 21, от имени собственника выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Управление финансов Администрации г. Ижевска в силу ст. 6 и ст. 158 Бюджетного кодекса РФ не является главным распорядителем денежных средств для МУ "Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", а является финансовым органом муниципального образования, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета.
Согласно Положению об Управлении финансов Администрации г. Ижевска, утвержденным решением Городской Думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 137 Управление финансов Администрации г. Ижевска является функциональным органом - структурным подразделением Администрации г. Ижевска.
На основании Приложения N 10 к решению Городской Думы г. Ижевска от 19.12.2008 N 464 "О бюджете муниципального образования "г. Ижевск" на 2009 год" главным распорядителем средств местного бюджета муниципального образования "г. Ижевск" по вопросам жилищно-коммунального хозяйства является Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, в ведении которого находится МУ "Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска".
Ответчик - Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" - представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Названным лицом приведены следующие возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Согласно п. 1, 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетным средствами через открытые в установленном порядке лицевые счета. Заключение и оплата бюджетным учреждением муниципальных контрактов производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств.
Нормами ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в финансовом органе муниципального образования, т.е. в Управлении финансов Администрации г. Ижевска. Заявителем апелляционной жалобы не представлено доказательств нарушения муниципальным учреждением требований указанных норм.
Данный муниципальный контракт был поставлен на учет в финансовом органе - Управлении финансов Администрации г. Ижевска в 2008 году. На основании п. 2.15 Правил Учета Управлением финансов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета города и ведения Реестра муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, утвержденных Постановлением Администрации г. Ижевска от 29.12.2007 N 859, муниципальный контракт от 03.09.2008 подлежит переучету в следующем финансовом году за счет лимитов бюджетных обязательств нового (2009) года. Переучет принятых и неоплаченных бюджетных обязательств осуществляется автоматически. Указанный муниципальный контракт был поставлен на учет как в 2008, так и в 2009 году, что подтверждается отметкой Управления финансов Администрации г. Ижевска.
Должником по обязательствам, вытекающим из муниципального контракта, является само муниципальное образование, в данном случае муниципальное образование "г. Ижевск" в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты работ бюджетные средства.
Истец (общество "Удмуртгаз"), ответчик (муниципальное образование "г. Ижевск"), третье лицо (Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска) отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03 сентября 2008 года между муниципальным учреждением "Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (Заказчик) и обществом "Удмуртгаз" (Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 101/2.9.6.8/1-1071-01/2008, в соответствии с которым истец обязался выполнить капитальный ремонт объекта газоснабжения ГРУ СУГ N 3 совхоза "Металлург" (л.д. 8-12) с учетом протокола разногласий от 26.09.2008 (л.д. 14) и протокола урегулирования разногласий от 13.11.2008 (л.д. 15).
Стоимость поручаемых подрядчику работ по контракту согласно локальному сметному расчету составляет 71 587 руб. (л.д. 16-19). При изменении объемов работ, применяемых материалов, оборудования и технологий определение окончательной стоимости работ производится в соответствии с объемами фактически выполненных работ на основании актов выполненных работ (по форме КС-2) (п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 6.2 контракта).
Порядок расчетов предусмотрен в разделе 6 муниципального контракта, согласно которого выполненные работы должны быть оплачены в течение 30 дней со дня подписания акта приемки выполненных работ (п. 6.1. контракта).
В пункте 6.6 муниципального контракта предусмотрено, что источником средств по оплате работ по муниципальному контракту являются средства бюджета г. Ижевска.
Истец по мотиву того, что выполненные им работы, предусмотренные контрактом, ответчиком не оплачены, обратился в арбитражный суд с иском, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истца, исходил из следующего.
Факт выполнения истцом работ по муниципальному контракту от 03.09.2008 N 101/2.9.6.8/1-1071-01/2008 подтверждается актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 14.11.2008 N 16118 (л.д. 22-26), подписанным представителями заказчика и подрядчика в отсутствие замечаний и разногласий по объему и качеству выполненных работ.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что выполненные истцом работы не оплачены, поскольку доказательства оплаты в сумме 71 587 руб. не представлено, ответчиком обратного не доказано.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
Согласно п. 3 ст. 764 Гражданского кодекса РФ муниципальными заказчиками по муниципальному контракту могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Из норм вышеуказанных статей Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.2005 следует, что муниципальный контракт, заключенный для муниципальных нужд, должен оплачиваться из средств казны муниципального образования.
Доводы Управления финансов Администрации г. Ижевска со ссылкой на ст. 158 Бюджетного кодекса РФ были судом первой инстанции отклонены судом правомерно, так как согласно пункту 10 названной статьи Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования в определенной области (в данном случае образование) выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Удовлетворение судом требований истца в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования г. Ижевска соответствует нормам ст.ст. 158, 161 Бюджетного кодекса РФ, а также положениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании п.п. 1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, Управление финансов Администрации г. Ижевска освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 августа 2009 года по делу N А71-8201/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
М. С. Крымджанова |
Судьи |
Т. Н. Хаснуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8201/2009
Истец: Республиканское ОАО "Удмуртгаз", Республиканское открытое акционерное общество "Удмуртгаз"
Ответчик: МО "Город Ижевск", МУ "Городское жилищное управление- Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", ООО "Город", Управление финансов Администрации г. Ижевска, Управление финансов Администрации города Ижевска
Третье лицо: Администрация г. Ижевскм в лице Управления ЖКХ, Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8838/09