г. Вологда |
|
08 ноября 2011 г. |
Дело N А05-8016/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2011 года по делу N А05-8016/2011 (судья Калашникова В.А.),
установил
открытое акционерное общества "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат" (город Архангельск, ИНН 2901008009, ОГРН 1022900538154; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (город Архангельск, ИНН 2901126193, ОГРН 1042900018633; далее - управление административный орган) об оспаривании постановления от 14.07.2011 N 11-09-11/106-Ю о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с апелляционной жалобой, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.12.2010 обществом и предпринимателем Леошко О.М. (Беларусь) заключен договор N 11/05БК/2011 на продажу бумаги Крафт.
В рамках данного договора первая партия товара вывезена с территории Российской Федерации на основании накладной N 00279189 на сумму (выпуск разрешен 13.01.2011). Оплата произведена платежным поручением от 31.01.2011 N 1 на сумму 1 052 319 руб.
По вышеуказанному контракту обществом в Архангельском отделении N 8637 филиале открытого акционерного общества "Сбербанк России" 14.02.2011 оформлен паспорт сделки N 11020010/1481/0088/1/0 на сумму 13 800 000 руб.
По факту нарушения срока оформления паспорта сделки 25.05.2011 должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 69 и 14.07.2011 вынесено постановление N 11-09-11/106-Ю, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, признал правомерным назначение наказания с учетом отягчающего обстоятельства - повторности привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд согласен с выводами суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании части 4 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представить органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 названного Закона.
В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям Центральный банк Российской Федерации может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (статья 20 Закона N 173-ФЗ).
Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
В силу пункта 3.3 названной Инструкции в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, указанным в пункте 3.1 Инструкции N 117-И, резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банке паспорта сделки в порядке, указанном в приложении N 4 к Инструкции, и в соответствии с требованиями раздела II указанной Инструкции.
Согласно пункту 3.14 Инструкции N 117-И для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 3.5 этой Инструкции, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Материалами дела подтверждается, что в действиях заявителя имеется состав вменяемого правонарушения, поскольку паспорт сделки оформлен 14.02.2011, в то время как должен быть оформлен не позднее 13.01.2011.
Вместе с тем, апелляционный суд считает ошибочным вывод управления и суда первой инстанции о наличии в данном случае такого отягчающего ответственность обстоятельства, как повторное совершение однородного административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (статья 4.6 КоАП РФ).
В оспариваемом постановлении в качестве отягчающего ответственность обстоятельства указано, что общество ранее привлекалось к ответственности за совершение административных правонарушений - постановления от 21.02.2011 N 11-09-11/19-Ю и от 03.05.2011 N 11-09-11/51-Ю.
Однако как указал административный орган в отзыве на заявление от 29.08.2011 N 24-03-12/1815 (л. д. 23-25), представленном в суд первой инстанции, постановление от 21.02.2011 N 11-09-11/19-Ю указано в оспариваемом постановлении в качестве отягчающего обстоятельства ошибочно.
Кроме того на дату совершения вменяемого правонарушения (14.01.2011) общество не было привлечено к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения. Таким образом, норма, содержащаяся в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, не может быть применена.
Управлением назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
При назначении административного наказания в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, определены статьей 4.3 КоАП РФ.
Смягчающие административную ответственность обстоятельства предусмотрены статьей 4.2 КоАП РФ.
В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При этом в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
В оспариваемом постановлении в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность и предусмотренного частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ, указано только на привлечение ранее общества к ответственности за совершение административных правонарушений постановлениями от 21.02.2011 N 11-09-11/19-Ю и от 03.05.2011 N 11-09-11/51-Ю.
Поскольку данное обстоятельство неправомерно признано управлением отягчающим ответственность, апелляционный суд считает, что в данном случае конкретная мера ответственности применена необоснованно, в связи с этим оспариваемое постановление следует признать незаконным и изменить в части назначения обществу штрафа, применив штраф в минимальном размере - 40 000 руб.
Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2011 года по делу N А05-8016/2011 изменить в части отказа в признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 14.07.2011 N 11-09-11/106-Ю о назначении административного наказания в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Признать незаконным и изменить постановление Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 14.07.2011 N 11-09-11/106-Ю о назначении административного наказания в части назначения наказания в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Назначить открытому акционерному обществу "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат" (город Архангельск, ИНН 2901008009, ОГРН 1022900538154) наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8016/2011
Истец: ОАО "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7054/11