город Ростов-на-Дону |
|
11 ноября 2011 г. |
дело N А32-49365/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Гуденица Т.Г., Ивановой Н.Н,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лыковой В.А.
при участии:
от заявителя: неявка, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: уведомлен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2011 года по делу N А32-49365/2009, принятое судьей Диденко В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КЛААС"
к заинтересованному лицу - Новороссийской таможне
о признании недействительным решения Новороссийской таможни о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности за N 10317000-15/598 от 29 октября 2009 года и требования об уплате таможенных платежей от 16 ноября 2009 года N 1868,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КЛААС" (далее - заявитель, общество, ООО "КЛААС") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения Новороссийской таможни от 29.09.2009 N 10317000-15/555 о классификации корпуса ускорительного и молотильного барабанов зерноуборочного комбайна "Тукано 450" в соответствии с кодом ТН ВЭД 8433 52 000 0, а также о признании недействительным требования от 07.10.2009 N 1556 об уплате таможенных пошлин, НДС, пени.
Решением суда первой инстанции от 31.08.2011 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с правилом 3а ОПИ ТН ВЭД предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Определяющим фактором при классификации товара явилось то, что он является неотъемлемой частью комбайна CLAAS типа TUCANO 430/440/450. Данный агрегат не может быть использован самостоятельно для выполнения определенной производственной функции, т.к. источником энергии является единый дизельный двигатель комбайна. Также в обоснование своего вывода суд первой инстанции сослался на Пояснения к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, Том 4, разделы XIV - XVI, группы 71-84, подготовленные ФТС. Следовательно, общество правомерно заявило код ТН ВЭД России 8433900000 со ставкой таможенной пошлины 0%.
Не согласившись с указанными выводами, таможенный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило принятое по делу решение суда первой инстанции пересмотреть в порядке апелляционного производства, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы основаны на том, что определение классификационного кода отнесено к исключительной компетенции таможенных органов. Заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку ввезенный обществом по договор товар, представляющий собой механизм (систему) для обмолота, является механизмом, а не частью машины.
В судебное заседание надлежащим образом уведомленные общество и таможня представителей не направили.
В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "КЛААС" по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10317090/040309/0000910 задекларирован товар - комплектующие для зерноуборочных комбайнов "TUCANO", корпус молотильного и ускорительного барабанов в комплекте с ускорительным и молотильным барабаном, элемент облицовки кабины комбайна (задняя крышка) с указанием кода 8433 90 0000 со ставкой таможенной пошлины 0%.
Товар ввезен по договору купли-продажи N 975/081121 CSE от 21.11.2008, заключенному между компанией "Клаас Зельбстфаренде Эрнтемашенен Гмбх" и ООО "КЛААС".
После выпуска товара Новороссийской таможней проведена проверка достоверности заявленных сведений.
29 октября 2009 года по результатам проверки таможенным органом принято решение N 1031700-15/555 о классификации спорного товара в подсубпозиции 8433 52 0000.
В соответствии с произведенной переклассификацией ставка таможенной пошлин составила 5%, в связи с чем таможней доначислено ООО "КЛААС" 160 125, 38 руб., в т.ч. НДС, пени в сумме 13 522, 59 руб., а также направлено требование от 07.10.2009 N 1556 об уплате указанной суммы и пени.
Не согласившись с решением таможенного органа по переклассификации товара и выставлением требования об уплате таможенных платежей и пени, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края за защитой своих нарушенных прав.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил их того, что агрегат или механизм технологически сложной машины, предназначенный главным и исключительным образом для использования с этим механизмом, подлежит декларированию в качестве части этого сложного механизма.
Суд апелляционной инстанции признает указанный вывод верным и соответствующим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Статьей 40 ТК РФ предусмотрено, что товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 настоящего Кодекса (в редакции от 30 декабря 2008 года, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - подачи грузовой таможенной декларации и таможенного оформления товара).
Согласно статье 39 ТК РФ товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Основным документом, устанавливающим порядок описания и кодирования товаров, является Международная конвенция "О гармонизированной системе описания и кодирования товаров" (далее - Конвенция) от 14 июня 1983 года, которая ратифицирована Российской Федерацией 01 января 1997 года. Пунктом 3 данной Конвенции установлено, что ничто в настоящей статье не запрещает Договаривающейся Стороне создавать в своих таможенно-тарифной или статистических номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в Гармонизированной системе, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода, приведенного в Приложении к настоящей Конвенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (деле - Постановление Правительства N 718) определено, что Таможенный тариф Российской Федерации является сводом ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Постановлением Правительства N 718 утвержден Таможенный тариф, содержащий в себе "Основные правила интерпретации ТН ВЭД" (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2-6 ОПИ ТН ВЭД (в редакции от 14 апреля 2009 года, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
В соответствии с правилом 2 а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Из приведенного следует, что для целей правильной классификации товара используются не только тексты товарных позиций, но и соответствующие примечания к разделам или группам.
Кроме того, для классификации товара в качестве комплектующей части сложного механизма необходимо, чтобы часть обладала всеми свойствами механизма и несла его функциональное предназначение. При классификации товара предпочтение отдается той товарной позиции, которая дает более полное описание товара, отображая его технические характеристики, функциональное назначение, область применения. Все эти обстоятельства оцениваются в совокупности.
При декларировании товара по ГТД N 10317090/040309/0000910 обществом осуществлено следующее описание товара: "комплектующие для зерноуборочных комбайнов "TUCANO" 450; корпус молотильного и ускорительного барабанов в комплекте с ускорительным и молотильным барабаном, артикул 05280812 - 6 шт.; элемент облицовки комбайна (задняя крыша), артикул 052884321- 6 шт.
При декларировании обществом заявлен код 8333 90 0000 ТН ВЭД. Таможенный орган решением N 10317000-15/555 от 29.09.2009 изменил классификационный код общества на код 8433 52 0000.
Согласно ТН ВЭД классификационный код 8433 90 0000 имеет следующее описание: "Машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, включая пресс-подборщики, прессы для упаковки в кипы соломы или сена; сенокосилки или газонокосилки; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других сельскохозяйственных продуктов, кроме машин товарной позиции 8437: части". Ставка ввозной таможенной пошлины 0%.
В соответствии с ТН ВЭД классификационный код 8433 52 0000 имеет следующее описание: "Машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, включая пресс-подборщики, прессы для упаковки в кипы соломы или сена; сенокосилки или газонокосилки; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других сельскохозяйственных продуктов, кроме машин товарной позиции 8437: машины или механизмы для обмолота". Ставка ввозной таможенной пошлины 5 %.
Примечаниями 2 а) и 2 б) раздела Раздел XVI "Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности" предусмотрено, что части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
Другие части, предназначенные для использования исключительно или главным образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции (включая машины товарной позиции 8479 или 8543), должны классифицироваться вместе с этими машинами или в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно.
В соответствии с правилом 3 примечания к разделу XVI комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.
В данных примечаниях термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 или 85 (правило 5 примечания к разделу XVI ТН ВЭД).
Из совокупности приведенных норм следует, что для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД товаров группы 84 Раздела XVI ТН ВЭД необходимо установление основных свойств и характеристик товара, позволяющих определить возможность его самостоятельного использования, выполнения самостоятельной функции, а также возможности или невозможности использования с другими машинами и агрегатами. Если возможность самостоятельного применения или применения в сочетании с другими агрегатами отсутствует, то товару должен быть присвоен товарный код машины (механизма), частью которого он является.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При таких обстоятельствах, бремя доказывания между сторонами по данному спору - обществом и таможенным органом - распределяется следующим образом: общество должно представить доказательства, свидетельствующие о том, что представленный товар является неотъемлемой частью комбайна и не имеет самостоятельного значения, а таможенный орган должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что представленный товар является самостоятельным механизмом, не входящим в состав более сложной машины или системы агрегатов, а следовательно, его решение является законным и обоснованным.
В подтверждение своих доводов общество представило заключения независимых экспертов, а также справку о технических характеристиках от тпроизводителя.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные заключение экспертной комиссии факультета механизации Кубанского государственного аграрного университета от 27.02.2009 N 272, акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Краснодарского края от 14.07.2009 N 011-09-00693, экспертное заключение ООО "Таможенные технологии" от 22.07.2009 N 012/2009, классификационное решение Главного таможенного управления, пояснение производителя товара, справку о технических характеристиках, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленный к таможенному декларированию товар является неотъемлемой частью комбайна CLAAS типа TUCANO 430/440/450. Корпус барабанов является сложной технологической конструкцией и не используется на иных сельскохозяйственных машинах, также не может быть использован самостоятельно для выполнения производственной функции, поскольку источником энергии является единый дизельный двигатель комбайна. Основной функцией - обмолот зерновых культур обладает комбайн как единый технологически сложный механизм.
Кроме того, обоснованность проведения классификации товара в товарной позиции 8433 90 0000 подтверждается Пояснениями к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, Том 4, Разделы XIV - XVI, Группы 71 - 84, подготовленными Федеральной таможенной службой и применяемыми в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразие интерпретации и применения номенклатуры.
Так, в примечании к группе 84 ТН ВЭД, раздел "Части" указано, что при условии соблюдения общих положений, относящихся к классификации частей (см. общие положения к разделу XVI), части машин данной товарной позиции также включаются в данную товарную позицию, например: _ молотильные барабаны, платформенные соломотрясы, выбрасыватели соломы и т.д. для зерноуборочных комбайнов или жаток _
Таким образом, вывод суда о необходимости классификации товара по товарной позиции 8433900000 ТН ВЭД России является правильным.
Доводу таможенного органа о преюдициальном значении дела N А40-121216/09-79-674 судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом первой инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену или изменение судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 августа 2011 по делу N А32-49365/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49365/2009
Истец: ООО "КЛААС"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Новороссийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12225/11