г. Самара |
|
14 ноября 2011 г. |
Дело N А55-9582/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Речкин В.Ю., доверенность от 24 марта 2011 г.;
от мэрии городского округа Тольятти - Рассказчикова А.Ю., доверенность от 24 декабря 2010 г. N 8112/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Диарт", г. Тольятти, Самарская обл.,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2011 г.
по делу N А55-9582/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диарт" (ИНН 6382031175, ОГРН 1036303271916), г. Тольятти, Самарская обл.,
к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Диарт" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований) к мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия) о признании незаконным решения об отказе в размещении административного здания в торцах жилых домов N 28 и N 30 по улице Тополиной в Автозаводском районе г. Тольятти, принятого в форме постановления мэрии г.о. Тольятти от 05 марта 2011 г. за N 636-п/1 "Об отказе ООО "ДИАРТ" в размещении административного здания в торцах жилых домов N 28 и N 30 по ул. Тополиной в Автозаводском районе г. Тольятти", и обязании в течение 30 дней со дня вынесения решения по делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае предварительное согласование места размещения объекта не представляется возможным ввиду наличия ограничений, установленным муниципальным правовым актом.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что издав оспариваемое постановление, орган местного самоуправления не обеспечил возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, чем затронуты права и законные интересы Общества в выборе испрашиваемого земельного участка в порядке ст.ст. 30-31 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель мэрии считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в мэрию с заявлением о возможности выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения административного здания в торцах жилых домов N 28 и N 30 по ул. Тополиной в Автозаводском районе г. Тольятти.
В газете "Городские ведомости" N 44 от 22 апреля 2010 г. было опубликовано сообщение о возможном предоставлении вышеназванного земельного участка (л.д. 84).
Управлением архитектуры и градостроительства мэрии городского округа Тольятти был подготовлен проект акта выбора земельного участка N 5.
Рассмотрев указанное заявление, мэрией принято постановление от 05 марта 2011 г. N 636-п/1 об отказе в размещении административного здания в торцах жилых домов N 28 и N 30 по ул. Тополиной в Автозаводском районе г. Тольятти (л.д. 9).
Отказывая заявителю в размещении объекта, мэрия сослалась на тот факт, что, учитывая расположение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-4 согласно Карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 г. N 1059, мэрией г.о. Тольятти принято постановление от 24 декабря 2010 г. N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 1.2 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Руководствуясь указанной нормой законодательства, мэрия городского округа Тольятти Самарской области издала постановление от 24 декабря 2010 г. N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах", пунктом 1.9 которого предусмотрено, что предоставление для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми органы местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах в случаях предоставления земельных участков для строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанными в градостроительных регламентах, действующих в пределах территориальных зон: Ж-1А, Ж-1Б, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ц-1, Ц-1А, Ц-2, Ц-3С, Ц-3Т, Ц-3М, Ц-3Н, Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, Р-6, Р-7, - установленных Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными решением Думы городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 г. N 1059.
Данное постановление от 24 декабря 2010 г. N 3790-п/1 вступает в силу с момента его опубликования (п. 3).
При этом в п. 4 этого постановления указано, что со дня вступления в силу настоящего постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, не принимаются.
В соответствии с п. 5 постановления от 24 декабря 2010 г. N 3790-п/1 действие настоящего постановления не распространяется на случаи предоставления земельных участков:
- на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до вступления в силу настоящего постановления;
- лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ;
- религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений;
- для строительства линейных объектов.
На основании п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Из смысла приведенных норм следует, что на данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то есть, минуя процедуру торгов.
Исходя из п. 8 ст. 31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Постановление от 05 марта 2011 г. N 636-п/1 принято в период действия постановления N 3790-п/1. На момент принятия постановления от 05 марта 2011 г. N 636-п/1 в силу положений п. 4 постановления мэрии г.о. Тольятти N 3790-п/1 решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, не принимаются.
Испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоквартирными жилыми домами 5-35 этажей), в связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае применяется п. 4 постановления N 3790-п/1.
Таким образом, мэрия обоснованно отказала в размещении административного здания.
Довод заявителя о том, что заявление им подано в мэрию до издания и вступления в законную силу постановления N 3790-п/1 и что данное постановление в рассматриваемом случае не применяется, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку противоречит нормам п.п. 4 и 5 данного постановления N 3790-п/1.
Как правильно указал суд первой инстанции, издавая постановление N 3790-п/1, мэрия реализовала право, предоставленное п. 1.2 ст. 30 ЗК РФ, поскольку данная норма законодательства предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Установление такого перечня случаев не препятствует заинтересованным лицам приобрести права на земельный участок путем участия в торгах.
Постановление мэрии N 3790-п/1 в установленном порядке не отменено и не признано недействительным.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07 июня 2011 г. п. 4 постановления N 3790-п/1 признан не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту.
Аналогичное решение вынесено 05 сентября 2011 г. Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-6159/2011.
Как правильно указал суд первой инстанции, само по себе обращение ООО "Диарт" в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не означает безусловного принятия решения о предварительном согласовании и, как следствие, принятия решения о предоставлении земельного участка.
В силу положений п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления вправе принять альтернативное решение по заявлению юридического лица: либо решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Поскольку принятие соответствующего решения по заявлению юридического лица является обязательным, мэрией принято постановление от 05 марта 2011 г. N 636-п/1, исходя при этом из тех нормативных актов, которые существовали в период вынесения постановления от 05 марта 2011 г. N 636-п/1, включая и постановление N 3790-п/1.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод, что в рассматриваемом случае предварительное согласование места размещения объекта не представляется возможным ввиду наличия ограничений, установленных муниципальным правовым актом, и нахождением испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-4.
Следовательно, оспариваемое заявителем постановление мэрии от 05 марта 2011 г. N 636-п/1 не противоречит положениям земельного законодательства.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд обращает внимание на тот факт, что заявитель не представил доказательств того, что оспариваемый акт нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель не лишен в будущем возможности в установленном порядке участвовать в торгах по указанному участку.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с ООО "Диарт" в доход федерального бюджета в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2011 г. по делу N А55-9582/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Диарт", г. Тольятти, Самарская обл., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9582/2011
Истец: ООО "Диарт"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12349/11