г. Пермь |
|
19 октября 2006 г. |
N 17АП-1199/06-АК |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.
судей Богдановой Р.А., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
рассмотрев в заседании апелляционную жалобу - МР ИФНС РФ N 8 по Удмуртской Республике
на решение от 04.08.2006 г.
по делу N А71-5083/2006-А17
Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое судьей Смаевой С.Г.
по заявлению МУ "ГЖУ-Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
к МР ИФНС РФ N 8 по Удмуртской Республике
о признании недействительным решения налогового органа,
при участии
от истца Зиганшин Р.Ф. (дов. в деле), Фаттахов М.И. (дов. от 17.10.2006 года), Родыгин С.Н. (дов. от 17.10.2006 года);
от ответчика Смосарева Е.В. (дов. в деле)
и установил:
В арбитражный суд обратилось МУ "ГЖУ-Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" с заявлением о признании недействительным решения МР ИФНС РФ N 8 по Удмуртской Республике N 16-20-7738 от 30.06.2006 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, которым доначислен НДС, пени и взысканы налоговые санкции за его неполную уплату.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2005 г.. заявленные Учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Учреждения возразили против позиции Инспекции по мотивам, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка, представленной Учреждением налоговой декларации по НДС за февраль 2006 года, в результате чего вынесено оспариваемое решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 16-20-7738 от 30.06.2006 года (л.д. 14-16), которым доначислен НДС в сумме 2 889 709,92 руб., пени по НДС в сумме 117 533,08 руб., взыскан штраф за неполную уплату НДС на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 576 886,65 руб.
Считая решение Инспекции неправомерным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для вынесения оспариваемого решения явились выводы налогового органа о неправомерности действий Организации по невключению в налогооблагаемую базу 5 % от стоимости всех жилищно-коммунальных услуг, взимаемых с населения на содержание Управляющей компании, которые по мнению плательщика, являются целевым финансированием, не облагаемым НДС.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования указал, что спорные средства направляются на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, в связи с чем, на основании п/п 3 п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 146 НК РФ, деятельность не признается реализацией услуг, и средства не подлежат налогообложению по НДС.
Выводы суда являются верными.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление в Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через орган местного самоуправления вопросов местного значения.
На основании ст. 1 указанного Закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Согласно же п. 2 ст. 6 этого Закона к вопросам местного значения относятся содержание и использование муниципального жилищного фонда. Следовательно, коммунальное обслуживание населения относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии со ст. 29 Закона, в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Согласно федеральному законодательству органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Такого рода действия муниципальных образований называются муниципальным заказом.
Размещение муниципального заказа осуществляется путем проведения тендеров или иными способами, определяемыми действующим законодательством, например подбором исполнителя для выполнения муниципального контракта. Муниципальные нужды могут быть различными, в общем виде их можно определить как невосполненные потребности в продукции для нормального функционирования и развития объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, деятельности органов местного самоуправления.
Статьей 30 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено право органов местного самоуправления в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия, учреждения, определять их цели и порядок деятельности, утверждать уставы, а также осуществлять регулирование цен и тарифов на их продукцию. В соответствии со ст. 31 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в муниципальной собственности, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей.
Поскольку вопросы коммунального обслуживания населения относятся к вопросам местного значения, регулирование цен и тарифов на услуги, оказываемые различным группам потребителей, в том числе населению, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии со ст. 31 вышеуказанного Закона.
В силу ч. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Руководствуясь ст. 68 Бюджетного кодекса РФ, текущие расходы бюджетов всех уровней - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
В силу ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Указанные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета. Расходные обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении указанными органами отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 Бюджетного кодекса РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Организация, является учреждением, учрежденным органом местного самоуправления - администрацией г. Ижевска. Постановлением N 7-з от 06.11.1996 года (л.д. 110) Учреждение зарегистрировано, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации N 7-3 от 06.10.1996 года (л.д.111), N 209 от 16.11.1999 года (л.д. 114), свидетельством от 20.08.2002 года внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением основного государственного регистрационного номера 1021801502205, свидетельством от 14.05.2005 года присвоен государственный регистрационный номер 2051801761372.
В настоящее время действует Устав муниципального учреждения (л.д. 22-27) в новой редакции, утвержденный Мэром г. Ижевска и зарегистрированный Постановлением Мэра N 268 от 21.06.2002 года с изменениями (л.д. 118), утвержденными Распоряжением администрации г. Ижевска N 60 от 05.05.2005 года (л.д. 117), в соответствии с которым его целью и задачами является обеспечение надежного функционирования жилищно-коммунального хозяйства в г. Ижевске, прав и законных интересов граждан в области жилищно-коммунального хозяйства, создания условий для развития и совершенствования жилищно-коммунального хозяйства, достижения иных социально значимых целей в этой области.
Постановлением администрации г. Ижевска N 601 от 23.12.1998 года "О наделении городского жилищного управления полномочиями муниципального заказчика" (л.д. 115) Учреждение наделено полномочиями муниципального заказчика в соответствии с целями и задачами деятельности, определенными в его Уставе.
Постановлением администрации г. Ижевска N 73 от 28.02.2002 года "О передаче полномочий наймодателя в муниципальном жилищном фонде МУ "Городское Жилищное Управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" Учреждение уполномочено выступать в качестве наймодателя при заключении договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда г. Ижевска.
Таким образом, на основании названных выше нормативно-правовых актов Учреждение осуществляет деятельность по обслуживанию населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в пределах установленных полномочий и в соответствии с Уставом, выполняя функции органа местного самоуправления.
Как указано выше, финансирование данной деятельности производится по утвержденной смете, за счет средств местного бюджета.
Кроме того, в соответствии с Постановлением администрации г. Ижевска N 607, Устав Учреждения содержит в п/п 6.1. в качестве источника формирования имущества и средств учреждения "средства поступающие от отчислений на жилищно-коммунальные услуги в размере, утвержденном Постановлением Первого заместителя Главы администрации - вице-мэра г. Ижевска".
Действительно, Постановлением Мэра г. Ижевска N 314 от 16.07.2002 года (л.д. 121) утвержден норматив на содержание службы заказчика в размере 5 % от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг.
В рамках государственной реформы ЖКХ, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу издан Приказ N 142 от 21.04.2003 года "Об утверждении порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса", в соответствии с которым предусмотрена возможность осуществления бюджетного финансирования через организации, которые располагают указанной информацией. К ним относятся организации (учреждения) жилищно-коммунального хозяйства, которые уполномочены органами местного самоуправления распределять бюджетные средства в соответствии с конкретной потребностью организаций ЖКХ. Среди них: организации (учреждения), выполняющие функции заказчика (муниципального заказчика); департаменты (комитеты, управления ЖКХ, службы заказчика).
Также из анализа указанных нормативных правовых актов усматривается, что финансирование расходов, обусловленных производственной деятельностью, возможно как при формировании экономически обоснованного тарифа, так и вне него.
Согласно п/п 2 п. 9 ст. 44 Устава г. Ижевска, утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 16.06.2005 года N 333, полномочиями администрации г. Ижевска по решению вопросов местного значения является регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в который включены расходы на содержание Учреждения.
При этом, норматив для возмещения указанных расходов в размере 5 % утвержден органом местного самоуправления, полученные средства от населения являются целевым финансированием и, хотя поступают напрямую к Учреждению, минуя бюджет, не теряют свойств бюджетных целевых средств, которые не подлежат налогообложению.
Более того, государственные органы (учреждения), осуществляя деятельность в области жилищного хозяйства и предоставляемых коммунальных услуг, не являются коммерческими организациями, не занимаются предпринимательской деятельностью и не извлекают прибыль, в связи с чем, не являются плательщиками налога на прибыль и НДС. Следовательно, Учреждение, являясь организацией, учрежденной органом местного самоуправления, действуя на основании Устава, в его интересах, по его поручению и под его руководством, не несет обязанности по уплате указанных налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В силу п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ, в том числе реализация товаров или услуг, передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Кроме того, действия плательщика не признаны судом апелляционной инстанции услугой, поскольку отсутствуют договоры на предоставление коммунальных услуг, заключенные между Организацией и населением.
Исходя из изложенного, средства в размере 5 % от стоимости услуг, взимаемые на содержание Учреждения и расходуемые им в соответствии с утвержденной сметой, направляются на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, следовательно, не признаются реализацией услуг и не подлежат налогообложению по НДС.
Доказательств использования указанных средств не на уставную деятельность налоговым органом не представлено.
Довод налогового органа о противоречии понятия целевого финансирования, изложенного в Постановлении Главы администрации г. Ижевска N 312 от 19.07.2006 года, изложенному в Налоговом кодексе РФ, не принимается судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном токовании норм права.
Также отклоняется довод заявителя жалобы о том, что Постановление Мэра г. Ижевска N 314 от 16.07.2002 года не подлежит применению, в связи с отсутствием его публикации в средствах массовой информации в установленном законом порядке, поскольку данный нормативный правовой акт не признан в судебном порядке недействующим, применяется на территории г. Ижевска, на него имеются ссылки в других нормативно-правовых актах, тем более, что им руководствуется и сам налоговый орган по настоящему делу.
Кроме того, данный довод налогового органа не может быть принят во внимание относительно предмета спора.
В связи с указанным, привлечение Организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, доначисление НДС и пени является незаконным.
Учитывая изложенное, вынесенное решение суда первой инстанции является законным, а доводы, изложенные в апелляционных жалобах, необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Поскольку налоговый орган не является плательщиком государственной пошлины (п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.08.2006 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через арбитражный суд первой инстанции, вынесший судебный акт, в течение двух месяцев с даты изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.Н. Гулякова |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5083/2006
Истец: МУ "ГЖУ Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", МУ "Городское жилищное управление- Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике, МРИ ФНС РФ N8 по УР
Третье лицо: МРИ ФНС РФ N8 по УР
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2006 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1199/06