г. Чита |
|
16 ноября 2011 г. |
Дело N А10-1802/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2011 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменёва, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргала Сергеевича на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2011 года по делу N А10-1802/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргала Сергеевича (ИНН 032300759514 ОГРНИП 305032318800010) к Комитету по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (ИНН 0323027176 ОГРН 1020300983340) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
(суд первой инстанции судья Рабдаева Л.Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьего лица Сахаровского Сергея Николаевича: не явился,
установил:
Индивидуальный предприниматель Табдаев Жаргал Сергеевич (далее заявитель, предприниматель, ИП Табдаев Ж.С.) обратился в суд с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (далее - Комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 б, с кадастровым номером 0324/202/09-2793.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Комитет, реализуя полномочия по определению процедуры и критериев предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, обоснованно отказал в удовлетворении заявления о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в полном объеме, ИП Табдаев Ж.С. обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что суд первой инстанции при принятии решения руководствовался подзаконными актами, не подлежащими применению. Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо и третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 23 мая 2006 года Комитетом по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ было принято решение N 3-1022 в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации Комитет о предоставлении Скоблик Л.С. земельный участок в аренду сроком на 11 месяцев площадью 100 кв.м. с кадастровым номером 03:24:032801:0021, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 "б".
22.06.2006 г. между Комитетом и Скоблик Л.С. был заключен договор аренды земельного участка N 319 на срок с 23.05.2006 по 22.04.2007. Между сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка для размещения временного объекта общественного питания (закусочной).
23.08.2007 г. Решением N 3-1417 Комитет предоставляет Скоблик Л.С. в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером 03:24:032801:0021 для размещения временного объекта общественного питания (закусочная). В пункте 2 указанного решения Комитета указано: расторгнуть с ИП Скоблик Л.С. договор аренды земельного участка от 22.06.2006 N 319. 23.08.2007 г. между Комитетом и Скоблик Л.С. заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, N 513 в отношении указанного земельного участка для размещения временного объекта общественного питания (закусочной). Срок аренды установлен сторонами с 23.08.2007 по 22.07.2008 (пункт 1.1. договора аренды от 23.08.2007).
29.12.2007 г. гр. Табдаев Ж.С. (2/3 доли) и гр. Сахаровский Сергей Николаевич (1/3 доли) (Покупатели) купили у гр. Скоблик Ларисы Сергеевны закусочную, состоящую из деревянного строения, площадью 126,9 кв.м., расположенную по адресу: Российская Федерации, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, Октябрьский район, проспект Строителей, N 54 "б", что подтверждается договором купли-продажи от 29 декабря 2007 года.
Заочным решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20.04.2011 г.. требования Комитета удовлетворены, суд обязал Скоблик Л.С. освободить и передать Комитету по акту приема-передачи земельный участок, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, пр. Строителей, 54 "б", площадью 100 кв.м., кадастровый номер участка 03:24:032801:0021. Заочное решение вступило в законную силу 12 мая 2011 г. (согласно отметке на решении суда).
28.04.2011 г. ИП Табдаев Ж.С. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадь. 100 кв.м., сроком на 11 месяцев, местоположение которого: г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 "б", с кадастровым номером 03:24:032801:0021 для использования в целях размещения временного объекта (закусочная), конструкция из легких строений (вх. Комитета N 00230342 от 29.04.2011) (л.д. 47).
11.05.2011 г. Комитет письмом N 00230342 отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, указав, что 19 апреля 2001 года вступило в силу постановление Администрации г. Улан-Удэ N 163 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ", возможность размещения нестационарных торговых объектов вне утвержденного перечня исключается. В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не вошел в схему размещения объектов мелкорозничной торговли на территории г. Улан-Удэ, предоставление данного земельного участка не представляется возможным.
Полагая, что данный отказ Комитета, оформленный письмом от 11.05.2011 г. N 00230342, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выделения земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Таким актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления таких земельных участков в Республике Бурятия, является Постановление Правительства Республики Бурятия от 21.07.2010 г. N 296 о некоторых вопросах, связанных с регулированием земельных отношений, которым утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.5 Порядка Минимущество РБ в течение 30 дней со дня поступления заявления определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемых целей, в том числе при необходимости путем согласования с органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Пунктом 2.6 Порядка установлено, что в случае невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Бурятия, Минимущество РБ принимает решение об отказе заявителю в предоставлении земельного участка с указанием причин такого отказа и направляет его заявителю в семидневный срок со дня принятия указанного решения.
В городе Улан-Удэ предоставление земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (с изменениями, внесенными решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 23.06.2010 г. N302-23) (далее - Положение о порядке предоставления земельных участков).
В соответствии с указанным Положением орган местного самоуправления в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью на территории г. Улан-Удэ, обеспечивает предоставление земельных участков для различных целей на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 2.1.2 указанного Положения в месячный срок со дня регистрации заявления Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ рассматривает представленные заявителем (заявителями документы, принимает решение о предоставлении земельного участка либо решение об отказе в предоставлении земельного участка в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с письменным уведомлением заявителя (заявителей).
В указанный пункт Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.06.2011 г. N 456-34 были внесены следующие изменения, касающиеся оснований отказа в предоставлении земельного участка:
- в случае отсутствия заявлений от всех собственников здания, строения, сооружения, расположенных на испрашиваемом земельном участке,
- в случае предоставления недостоверной информации о наличии прав на здания, строения, сооружения, расположенных на испрашиваемом земельном участке;
- в случае неполного предоставления документов, указанных в пп.2.1.1.
Указанные изменения не имеют отношения к периоду, рассматриваемому в настоящем деле - апрель май 2011 г. (период обращения ИП Табдаева Ж.С. с заявлением и отказ Комитета в предоставлении земельного участка в аренду), но косвенно указывают на конкретные основания отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Суд первой инстанции делает ссылку в решении на пункт 3.8 решения Улан-Удэнского Совета депутатов N 807-82, в котором говориться, что предоставление земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации г. Улан-Удэ.
Постановлением Администрации города Улан-Удэ от 19 апреля 2011 года N 163 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ.
Из материалов дела следует, что ИП Табдаев Ж.С. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка 28 апреля 2011 года, то есть, уже после утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ.
Из письма Комитета от 11.05.2011 г. N 00230342 следует, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду явился тот факт, что испрашиваемый земельный участок не вошел в схему размещения объектов мелкорозничной торговли на территории г.Улан-Удэ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" указано, что порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в здания, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 772 от 29.09.2010 г, утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в здания, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 8 указанных Правил основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие используемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Анализируя действующее земельное законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в схему размещения нестационарных торговых объектов включаются торговые объекты, но никак не земельные участки, и тот факт, входит ли нестационарный торговый объект в схему размещения нестационарных торговых объектов или нет, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрены такие основания для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Сослано ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Доказательств нарушения предпринимателем земельного законодательства Комитетом в материалы дела не представлено.
Отказ Комитета в предоставлении земельного участка носит произвольный, немотивированный характер и не основывается на нормах Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Кроме того, п. 11 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Учитывая публичный характер предоставления земельного участка, принадлежащего государству или муниципальному образованию, данные органы не вправе отказать в предоставлении земельного участка гражданам и предприятиям, в том числе и в аренду, поскольку в противном случае будут нарушены конституционные права граждан и предприятий на свободный доступ к земельным ресурсам для осуществления, в том числе и хозяйственной деятельности.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка не должен носить произвольный, не мотивированный характера, а должен основываться на действующих нормах закона.
Кроме того, согласно материалам дела, предприниматель использует затребованный им земельный участок в предпринимательской деятельности, а отказ в его предоставлении, в том числе ограничивает право заявителя на осуществление такой деятельности.
Апелляционный суд, исследовав представленные Комитетом доказательства, пришел к выводу о том, что не включение в схему размещения нестационарных торговых объектов испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим земельным законодательством не является основанием для отказа в предоставлении предпринимателю земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, оспариваемое решение Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об отказе предпринимателю в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, пр.Строителей, 54 "б", площадью 100 кв. м, выраженный в письме от 11.05.2011 N 00230342, является незаконным, как не соответствующий ст. 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции принято на неполно установленных фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела и неправильным применением норм материального права, в связи с чем, подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом N 374-ФЗ от 27.12.2009 г. "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 г. N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" о от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"" государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 1000 рублей - для организаций и 100 рублей - для физических лиц (предпринимателей).
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
ИП Табдаевым Ж.С. при подаче заявления в суд первой инстанции было уплачено 200 рублей по квитанции к приходному ордеру N 3 от 01.06.2011 г., при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей по чеку-ордеру от 14.10.2011 г.
Таким образом, государственная пошлина в размере 100 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в пользу ИП Табдаева Ж.С.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2011 года по делу N А10-1802/2011 Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2011 года по делу N А10-1802/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ о предоставлении земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, пр.Строителей, 54 "б", площадью 100 кв. м. с кадастровым номером 03:24:032801:0021, выраженный в письме от 11.05.2011 N 00230342, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргала Сергеевича в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (ИНН 0323027176 ОГРН 1020300983340) в пользу индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргала Сергеевича (ИНН 032300759514 ОГРНИП 305032318800010) судебные расходы в размере 300 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Табдаеву Жаргалу Сергеевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 100 рублей.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1802/2011
Истец: Табдаев Жаргал Сергеевич
Ответчик: Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ
Третье лицо: Сахаровский Сергей Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3938/11