г. Москва |
|
14 ноября 2011 г. |
N А40-28357/11-93-215 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
Бекетовой И.В.,
судей:
Пронниковой Е.В., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2011
по делу N А40-28357/11-93-215, принятое судьей Григорьевой И.Ю.,
по заявлению ООО "Т.К.Гардиан" (ОГРН 1067760317020, 117452, г. Москва, ул. Ялтинская, д. 2 кв.217)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
третье лицо: Департамент земельных ресурсов г. Москвы
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя:
Сугян А.С. решение N 1 от 11.03.2008;
Данилов А.Б. по дов. от 03.11.2011;
от ответчика:
Гогричиани Э.Г. по дов. от 29.12.2010;
от 3-го лица:
не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
ООО "Т.К.Гардиан" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве от 16.02.2011 N 24/015/2010-307 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 08.12.2006 N М-05-508453 по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белова, вл.17, (кадастровый номер 77:05:0011004:155) и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве зарегистрировать договор от 08.12.2006 N М-05-508453 (с изменениями от 03.09.2010) об аренде земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белова, вл. 17 (кадастровый номер 77:05:0011004:155).
Решением от 03.08.2011 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил, мотивировав его отсутствием у ответчика оснований для принятия решения об отказе в проведении государственной регистрации договора.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылается на то, что оспариваемое решение Управления об отказе в государственной регистрации договора аренды указанного земельного участка принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. При этом от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента земельных ресурсов г. Москвы.
В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, распоряжением Префекта ЮАО г. Москвы от 22.11.2006 N 01-41-2991 в целях предоставления компенсационного участка ООО "Т.К.Гардиан" взамен изъятого земельного участка по адресу: у северного выхода ст.м. "Каширская", ранее оформленного договором аренды от 17.12.1999 N М-05-503276 для размещения и последующей эксплуатации торгового павильона, заявителю предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель поселений, по адресу: ул. Генерала Белова, вл.17 (напротив) (территориально-экономическая зона N 28) в границах по плану площадью около 0,17га на условиях краткосрочной аренды сроком на 11 месяцев 28 дней (с даты выхода настоящего распоряжения) на период разработки Акта разрешенного использования Москомархитектуры и проектной документации на строительство социального объекта шаговой доступности торгово-бытового назначения.
На основании данного распоряжения Департаментом земельных ресурсов г. Москвы с ООО "Т.К.Гардиан" заключен договор аренды от 08.12.2006 N М-05-508453 сроком до 19.11.2007.
В соответствии с распоряжением Префекта ЮАО г. Москвы от 18.09.2008 N 01-41-1196 заявителю продлен срок предоставления земельного участка по адресу: ул. Генерала Белова, вл.17 (напротив) площадью около 0,17га (кадастровый номер 77:05:11004:155) в границах по плану для завершения разработки акта разрешенного использования Москомархитектуры и проектной документации на строительство социального объекта шаговой доступности торгово-бытового назначения.
Во исполнение указанного распоряжения Департаментом земельных ресурсов г. Москвы с ООО "Т.К.Гардиан" подписано дополнительное соглашение от 03.09.2010 N М-05-508453 к договору аренды земельного участка от 08.12.2006 N М-05-508453.
07.09.2010 заявитель направил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве договор аренды от 08.12.2006 N М-05-508453 (с изменениями от 03.09.2010) для осуществления государственной регистрации.
Регистрирующий орган отказал заявителю в государственной регистрации указанного договора аренды земельного участка на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом основанием для отказа в государственной регистрации послужило непредставление документов, подтверждающих соблюдение публичного порядка предоставления земельного участка в аренду, установленного действующим законодательством, а также подлинного экземпляра и надлежащим образом заверенной копии протокола о результатах торгов, являющегося основанием для заключения с победителем торгов договора аренды на земельный участок.
Указанное решение ответчика, оформленное сообщением от 16.02.2011 N 24/015/2010-307, явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, полно, всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и на их основании сделал обоснованный вывод, о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу прямого указания ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган; согласно положениям ст.65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав.
Согласно абз.3 п.1 ст.17 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании п.1 ст.7 Закона г. Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" продажа земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом.
Согласно п.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п.3 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Таким образом, из положений п.3 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду и не предусматривает проведение торгов (конкурсов, аукционов).
При этом суд первой инстанции обоснованно учел и тот факт, что указанный земельный участок был выделен обществу в порядке компенсации взамен изъятого участка по адресу: у северного выхода ст.м. "Каширская", ранее оформленного договором аренды от 17.12.1999 N М-05-503276, что следует из распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 22.11.2006 N 01-41-2991.
Кроме того, п.п.1.1 п.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающим предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, исключительно на торгах, введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-Фз, то есть после выпуска распоряжений о предоставлении земельного участка и о продлении срока предоставления.
На основании п.п.3 п.7 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов).
Исходя из указанного положения, основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации такого договора при передаче земельного участка в аренду является решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 10 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.4 Закона г. Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве", действовавшего в период возникновения спорного правоотношения, решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с порядком управления и распоряжения землями города Москвы, установленным федеральным законодательством и законами города Москвы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в настоящем случае оснований для проведения торгов и незаконности по указанному основанию отказа ответчика в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 08.12.2006 N М-05-508453 (с изменениями от 03.09.2010).
В статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, перечень которых является исчерпывающим.
Истребование дополнительных документов, за исключением указанных в п.1 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не допускается и является нарушением действующего законодательства.
В соответствии с распиской в получении документов на государственную регистрацию заявитель представил в регистрирующий орган необходимый пакет документов для государственной регистрации договора аренды земельного участка согласно требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, ответчик не доказал соответствие оспариваемого отказа в государственной регистрации договора аренды закону, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Т.К.Гардиан" требований.
Согласно п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд первой инстанции, в целях устранения прав и законных интересов заявителя, обоснованно обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать договор от 08.12.2006 N М-05-508453 (с изменениями от 03.09.2010) об аренде земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белова, вл.17, (кадастровый номер 77:05:0011004:155).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2011 по делу N А40-28357/11-93-215 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28357/11-93-215
Истец: ООО"Т.К.Гардиант"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26661/11