В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 97-ФЗ).
Предлагаемое законопроектом внесение в часть 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ дополнения, устанавливающего, что в состав поселения может входить поселок, не являющийся сельским населенным пунктом, представляется излишним. Указанной статьей сельское поселение определяется как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в том числе и поселков.
Законопроектом предлагается дополнить часть 2 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ нормой, согласно которой при изменении границ муниципальных районов возможно отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям не только муниципальных районов, но и городских округов.
Данное дополнение не согласуется с положениями Федерального закона N 131-ФЗ, статья 2 которого определяет городской округ как городское поселение, а городское поселение - как город или поселок. Пунктом 5 части 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
Предлагаемое законопроектом в качестве дополнения статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ положение, предусматривающее возможность осуществления полномочий по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления преобразованных муниципальных образований до формирования на соответствующей территории новых органов местного самоуправления, не является предметом регулирования указанной статьи, поскольку в этой статье затрагиваются только вопросы преобразования муниципальных образований. Вопросы же формирования органов местного самоуправления, в том числе преобразованного муниципального образования, регламентированы главой 6 Федерального закона N 131-ФЗ.
Статью 19 Федерального закона N 131-ФЗ законопроектом предлагается дополнить частью 6.1, устанавливающей, что федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, могут определять конкретные органы местного самоуправления, которые наделяются указанными полномочиями.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. А в соответствии с частью 2 статьи 7 данного Федерального закона по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, представляется, что определение конкретного органа местного самоуправления, наделяемого отдельными государственными полномочиями, является предметом правового регулирования муниципального правового акта.
Законопроектом предлагается исключить из пункта 2 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ положение, согласно которому число депутатов представительного органа муниципального района, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности этого органа.
Авторами законопроекта данное изменение обосновывается противоречием между исключаемой нормой и нормой статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) в части необходимости соблюдения примерного равенства численности избирателей в избирательных округах.
Данное предложение не может быть поддержано, так как Федеральный закон N 131-ФЗ исходит из необходимости представительства в выборных коллегиальных органах муниципального района не только избирателей как отдельных лиц, но и муниципальных образований. К тому же подпунктом "а" пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что, если применение положений о примерном равенстве избирательных округов по числу избирателей влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов.
Также не представляется возможным согласиться с предлагаемой законопроектом новой редакцией части 9 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ, предусматривающей возможность представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования обладать правами юридического лица и исключающей императивный характер этой нормы.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования являются субъектами гражданского права и вступают в отношения, регулируемые нормами гражданского законодательства. Согласно статьям 51 и 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация наделяет представительный орган гражданской правосубъектностью - возможностью самостоятельного ведения хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, открытия расчетных счетов, выступать стороной в сделках. Таким образом, исключение из Федерального закона N 131-ФЗ положения об обязательном наделении представительного органа муниципального образования правами юридического лица может иметь негативные последствия.
Законопроектом предлагается внести в часть 7 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ изменение, согласно которому должностное лицо органа местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования, наделяется полномочиями по временному исполнению полномочий главы муниципального образования не только в случае досрочного прекращения его полномочий, но и в случае его временного отсутствия (в связи с болезнью или отпуском).
Данное предложение не является предметом регулирования части 7 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку части 6 и 7 статьи 36 этого федерального закона регламентируют случаи исполнения обязанностей главы муниципального образования только при досрочном прекращении его полномочий.
Вопросы же, касающиеся временного исполнения полномочий главы муниципального образования в случаях его отсутствия, регулируются муниципальными правовыми актами, включая уставы муниципальных образований, а также положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Также не поддерживается предлагаемое законопроектом внесение в часть 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ изменения, предполагающего прекращение полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Порядок прекращения полномочий избранных лиц не является предметом регулирования законодательства о выборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 67-ФЗ срок полномочий органов местного самоуправления и депутатов устанавливается уставами муниципальных образований с учетом того, что этот срок не может составлять более пяти лет. Таким образом, и порядок прекращения полномочий также должен устанавливаться уставами муниципальных образований.
Законопроектом предлагается исключить из части 1.2 статьи 83 Федерального закона N 131-ФЗ положение о том, что законы субъектов Российской Федерации, определяющие порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, не могут быть изменены в течение финансового года. С данным предложением не представляется возможным согласиться, поскольку эта норма является необходимой финансовой гарантией местного самоуправления и служит основой стабильности местных бюджетов.
Пунктом 3 статьи 2 законопроекта предлагается внести изменения в статью 4 Федерального закона N 97-ФЗ, регламентирующие порядок принятия решения о государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.
Внесение указанных изменений не требуется, поскольку частью 2 статьи 1 Федерального закона N 97-ФЗ определено, что государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном этим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Статьей 3 законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон N 129-ФЗ в части определения порядка регистрации органов местного самоуправления как юридических лиц.
Данное предложение не поддерживается, так как статьей 10 Федерального закона N 129-ФЗ закреплено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Федеральным законом N 129-ФЗ определяется общий порядок регистрации юридических лиц.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 19 февраля 2007 г. N 582П-П16 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 314152-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики"
Текст письма официально опубликован не был