Заключение Комитета по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 367509-4 "О внесении изменений в статью 352 Трудового кодекса Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы Н.П. Залепухиным, А.В. Митрофановым)
Проектом федерального закона N 367509-4 "О внесении изменений в статью 352 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагается внести изменения в статью 352 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), предусматривающие замену понятия "способы защиты трудовых прав и свобод", изложенного в действующей редакции указанной статьи, понятием "формы защиты трудовых прав и свобод", а также дополнить данную статью новым перечнем основных способов защиты трудовых прав.
При этом к основным способам защиты прудовых прав авторы законопроекта предлагают отнести: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание трудового договора, акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным; взыскание неустойки, процентов; компенсацию морального вреда; установление, прекращение или изменение правоотношения; изменение формулировки причины увольнения.
В соответствии с действующей редакцией части второй статьи 352 ТК РФ основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
- самозащита работниками трудовых прав;
- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- судебная защита.
В соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Право работника на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами закреплено и в статье 21 ТК РФ.
Статья 352 ТК РФ устанавливает лишь основные способы защиты трудовых прав и свобод работников и соответствующий перечень не является исчерпывающим: стороны трудовых отношений вправе использовать и иные способы защиты, не запрещенные законом. Конкретизация способов защиты трудовых прав содержится в различных статьях Трудового кодекса РФ (например, главы 60 и 61 ТК РФ о рассмотрении и разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров соответственно, глава 62 ТК РФ об ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права), а также в других законодательных актах, в частности, регулирующих процессуальные нормы защиты прав граждан. Так, в ТК РФ предусмотрены такие способы защиты как:
- взыскание процентов с работодателя за нарушение им установленного срока выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ);
- возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст. 237 ТК РФ);
- восстановление нарушенного права (ст. 3 ТК РФ);
- изменение даты и формулировки причины увольнения (ст. 391 ТК РФ).
Таким образом, Трудовой кодекс РФ предусматривает в том или ином виде практически все способы защиты трудовых прав, которые предлагаются авторами законопроекта. Дополнение статьи 352 ТК РФ перечнем этих способов приведет к дублированию соответствующих положений в тексте Кодекса.
Необходимо отметить, что предлагаемые авторами способы защиты трудовых прав фактически воспроизводят способы защиты гражданских прав, изложенные в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Трудовое и гражданское законодательство являются самостоятельными отраслями российского законодательства и различаются между собой по предмету, методу и принципам правового регулирования соответствующих отношений. Прямое перенесение по аналогии способов защиты гражданских прав на трудовые правоотношения не представляется корректным, поскольку принцип равенства сторон, принятый в гражданско-правовых отношениях, не применим в полной мере к трудоправовым отношениям, для которых характерна зависимость работника от работодателя.
Согласно положениям статьи 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. В этом случае гражданско-правовая ответственность возлагается на виновных лиц посредством процедур гражданского производства, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ. Работник, чьи права были нарушены, может обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства: к нему в силу прямого указания закона применяются способы защиты гражданских прав, предусмотренные статьей 12 ГК РФ.
Некоторые сомнения вызывает правомерность употребления в рассматриваемом контексте статьи 352 ТК РФ термина "формы защиты", поскольку в данном случае эти "формы защиты" скорее являются результатом реализации способов защиты. В частности, в статье 12 ГК РФ самозащита рассматривается как способ защиты нарушенного права.
Как отмечается в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту рассматриваемого закона, такие способы защиты трудовых прав как признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, взыскание неустойки, не являются предметом регулирования трудового законодательства. Кроме того, в действующей редакции ТК РФ отсутствует понятие недействительности трудового договора, о котором говорят авторы законопроекта.
Законопроект содержит ошибки юридико-технического характера: в частности, в первом абзаце действующей редакции статьи 352 ТК РФ нет слов "Основными способами", они содержатся во второй части данной статьи. Также необходимо привести в соответствие термины, используемые в законопроекте, с терминологией действующей редакции ТК РФ.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что рассматриваемый законопроект не содержит дополнительных по сравнению с действующим законодательством способов защиты трудовых прав, в то время как неполное изложение перечня способов защиты трудовых прав в статье 352 ТК РФ может на практике вызвать затруднения. Реализация рассматриваемого законопроекта не приведет к повышению эффективности защиты трудовых прав граждан.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 31 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 48 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом:
- от органов государственной власти 9 субъектов РФ получены положительные отзывы;
- от органов государственной власти 3 субъектов РФ получены отрицательные отзывы;
- мнение органов государственной власти 10 субъектов РФ следует считать не выраженным, т.к. мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти разделились.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении на законопроект отмечает некорректность перенесения способов защиты гражданских прав на трудовые правоотношения, а также отмечает терминологические расхождения текста законопроекта с действующей редакцией ТК РФ и предлагает ряд редакционных уточнений.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве не поддерживает принятие данного законопроекта.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию указанного законопроекта.
Стороны Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая Правительство Российской Федерации и общероссийские объединения профсоюзов, законопроект не поддерживают.
Проект федерального закона N 367509-4 "О внесении изменений в статью 352 Трудового кодекса Российской Федерации" рассмотрен постоянно действующей рабочей группой Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по обобщению правоприменительной практики и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства и рекомендован к отклонению.
С учетом изложенного Комитет по труду и социальной политике не поддерживает проект федерального закона N 367509-4 "О внесении изменений в статью 352 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.