г. Челябинск |
|
"15" ноября 2011 г. |
N 18АП-10486/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Плаксиной Н.Г., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Сусловой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Редакция городской газеты "Курган и курганцы" на решение Арбитражного суда Курганской области от 12.09.2011 по делу N А34-3119/2011 (судья Обабкова Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Редакция городской газеты "Курган и курганцы" - Шангина Инна Андреевна (паспорт, доверенность от 08.12.2010 сроком на 1 год);
управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - Демидов Владимир Яковлевич (паспорт, доверенность от 11.01.2011 N 10 сроком до 31.12.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Редакция городской газеты "Курган и курганцы" (далее - заявитель, ООО "Редакция городской газеты "Курган и курганцы", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, управление) от 28.06.2011 по делу об административном правонарушении N 36, которым заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда первой инстанции от 12.09.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального права.
В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, заявленное требование удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указал, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежащим отмене.
Заявитель полагает, что размещенный им в мае-июне в номерах 51, 57, 59, 60, 61 газеты "Курган и курганцы" информационный материал не содержит признаков рекламы.
Кроме того, заявитель отметил, что производство и выпуск газеты "Курган и курганцы" осуществляется самой газетой, а в силу п.2.6 договора от 04.12.2009 учредитель не вправе вмешиваться в деятельность редактора.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить без изменения решение суда, считает, что имеются основания для привлечения общества к административной ответственности по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, газета "Курган и курганцы" зарегистрирована в качестве средства массовой информации с выдачей свидетельства от 31.07.2006 ПИ N ФС17-0470 Западно-Сибирским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, примерная тематика и (или) специализация: информационная, аналитическая, реклама (не более 40%). Учредителем является Администрация города Кургана, ООО "Редакция городской газеты "Курган и курганцы".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в порядке осуществления контроля за законодательством Российской Федерации о рекламе проведена проверка рекламных объявлений, опубликованных в городской газете "Курган и курганцы", за май-июнь 2011 года, распространяемой на территории Курганской области.
В номерах газеты "Курган и курганцы" 51, 57, 59, 60, 61 в мае-июне 2011 года, размещена реклама без пометки "реклама" или "на правах рекламы", в частности: N 51 (3097) от 14.05.2011 страница 8 - "ВНИМАНИЕ! ПОДПИСКА!... На 2-е ПОЛУГОДИЕ НА ГАЗЕТЫ "КУРГАН И КУРГАНЦЫ" "КИК НА ДАЧЕ" ПОДПИСАТЬСЯ НА ГАЗЕТЫ МОЖНО: В редакции газеты по адресу: ул. Гоголя, 23, Во всех почтовых отделениях, _".
N 57 (3103) от 28.05.2011 страница 4 - "Выставка "Дни малого и среднего бизнеса Курганской области" И ЯРМАРКА-ПРОДАЖА 2-3 ИЮНЯ 2011 ГОДА_"; страница 8 - "ВНИМАНИЕ! ПОДПИСКА!... На 2-е ПОЛУГОДИЕ НА ГАЗЕТЫ "КУРГАН И КУРГАНЦЫ" "КИК НА ДАЧЕ" ПОДПИСАТЬСЯ НА ГАЗЕТЫ МОЖНО: В редакции газеты по адресу: ул. Гоголя, 23, Во всех почтовых отделениях, _".
N 59 (3105) от 02.06.2011: страница 3 - "Выставка "Дни малого и среднего бизнеса Курганской области" И ЯРМАРКА-ПРОДАЖА 2-3 ИЮНЯ 2011 ГОДА_"; страница 8 - "ИЛИ И СМОТРИ Расписание сеансов с 2 по 9 июня "АРБАТ" 10:00 Пираты 70 руб. _ "КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ" 9 июня, 18.00 Большой зал театральные гастроли _"; "ВНИМАНИЕ! ПОДПИСКА!... На 2-е ПОЛУГОДИЕ НА ГАЗЕТЫ "КУРГАН И КУРГАНЦЫ" "КИК НА ДАЧЕ" ПОДПИСАТЬСЯ НА ГАЗЕТЫ МОЖНО: В редакции газеты по адресу: ул. Гоголя, 23, Во всех почтовых отделениях, _"; "Детская школа искусств N 3 проводит набор учащихся на 2011-2012 год на следующие отделения: "Искусство для души" с 4 лет (знакомство с музыкой, рисование, танец, английский язык); _".
N 60 (3106) от 04.06.2011: страница 8 - "ВНИМАНИЕ! ПОДПИСКА!... На 2-е ПОЛУГОДИЕ НА ГАЗЕТЫ "КУРГАН И КУРГАНЦЫ" "КИК НА ДАЧЕ" ПОДПИСАТЬСЯ НА ГАЗЕТЫ МОЖНО: В редакции газеты по адресу: ул. Гоголя, 23, Во всех почтовых отделениях, _".
N 61 (3107) от 07.06.2011: страница 8 - "Детская школа искусств N 3 проводит набор учащихся на 2011-2012 год на следующие отделения: "Искусство для души" с 4 лет (знакомство с музыкой, рисование, танец, английский язык);_"; "ВНИМАНИЕ! ПОДПИСКА!... На 2-е ПОЛУГОДИЕ НА ГАЗЕТЫ "КУРГАН И КУРГАНЦЫ" "КИК НА ДАЧЕ" ПОДПИСАТЬСЯ НА ГАЗЕТЫ МОЖНО: В редакции газеты по адресу: ул. Гоголя, 23, Во всех почтовых отделениях, _".
По мнению управления, тексты указанных объявлений являются рекламой, так как данные информации направлены неопределенному кругу лиц и призваны формировать, либо поддерживать интерес к организациям, товарам, услугам, способствовать их продвижению на рынке.
В результате проверки управление выявило, что рекламный материал распространен в средстве массовой информации без пометки "реклама" или "на правах рекламы", в связи с чем решением от 04.07.2011 N 78 признало исследуемую рекламу ненадлежащей (т.1, л.д. 47).
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, антимонопольный орган определением от 14.06.2011 возбудил производство по делу об административном правонарушении (т.1, л.д. 43-44).
По результатам рассмотрения дела в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 КоАП от 21.06.2011 N 32 (т.1, л.д. 45-46).
28.06.2011 вынесено постановление N 36 о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события и состава вмененного административного правонарушения.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" он не распространяет свое действие на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
При этом, под объектом рекламирования в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно п. 4 и 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" его действия не распространяется на сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой, а также на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
На основании статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что рекламное объявление "ВНИМАНИЕ! ПОДПИСКА! ВНИМАНИЕ! ПОДПИСКА! На 2-е ПОЛУГОДИЕ НА ГАЗЕТЫ "КУРГАН И КУРГАНЦЫ" "КИК НА ДАЧЕ" ПОДПИСАТЬСЯ НА ГАЗЕТЫ МОЖНО: В редакции газеты по адресу: ул. Гоголя, 23, Во всех почтовых отделениях, В любом отделении Сбербанка России с. Кетово: подписаться на газеты можно в районном Доме культуры, в Центральной районной библиотеке. Позвонить по телефону 550-168 и пригласит агента для оформления подписки на дому" опубликовано в газете "Курган и курганцы" в номерах 51, 57, 59, 60, 61 в мае-июне 2011 года.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу п. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" его действия не распространяется на информацию о товаре, его изготовители, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке. Если информация, размещенная согласно требованиям Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Материалы дела подтверждают, что в данной рекламе такая информация отсутствует, при этом она направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса неопределенного круга лиц к подписке на газеты "Курган и курганцы", "КиК на даче" посредством доведения до них информации о местах и способах подписки на газеты.
Соответственно названные объявления в силу ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" подпадают под понятие "реклама".
Кроме того рекламное объявление "Детская школа искусств N 3 проводит набор учащихся на 2011-2012 год на следующие отделения: "Искусство для души" с 4 лет (знакомство с музыкой, рисование, танец, английский язык); подготовительное отделение - с 6 лет; музыкальное (фортепиано, скрипка, виолончель, баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, флейта, гармонь); хореографическое (классический танец, народный танец, балетная гимнастика, музыкальный инструмент, музыкальная грамота); художественное; общеэстетическое (ознакомление на музыкальном инструменте, изо, история искусств, танец, сценическое действие, хор). Обращаться: ул. Советская, 160, телефоны для справок: 23-82-91, 23-84- 59" опубликовано в газете "Курган и курганцы" в номерах 59, 61 в июне 2011 года.
В детской школе искусств N 3 обучение учащихся проводится на платной основе, что подтверждается решением Курганской городской Думы N 41 от 21.02.2007 "О порядке взимания родительской платы за обучение детей в муниципальных учреждениях дополнительного образования: музыкальных школах, хоровой, художественной и школах искусств".
Пунктом 2.4 Устава Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Кургана "Детская школа искусств N 3" предусмотрено право осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в силу п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" его действия не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, то данная реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса неопределенного круга лиц к услугам по обучению в детской школе искусств N 3 посредством доведения до них информации о проведении набора учащихся в школу, т.е. указанная реклама также подпадает под понятие "реклама".
Суд первой инстанции также обоснованно исходил из того, что в силу ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под понятие "реклама" подпадают также и следующие объявления, факт публикации которых зафиксирован административным органом:
Рекламное объявление "Выставка "Дни малого и среднего бизнеса Курганской области" И ЯРМАРКА-ПРОДАЖА 2-3 ИЮНЯ 2011 ГОДА г. Курган, ул. К. Маркса, 106-6 Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области и Курганская торгово-промышленная палата приглашают курганцев и гостей города посетить выставку-ярмарку "Дни малого и среднего бизнеса Курганской области 2011". В программе выставки: достижения зауральских предпринимателей; дегустация продукции; конкурсы; ярмарка (продажа продуктов питания, товаров народного потребления и т. д.)..." опубликовано в газете "Курган и курганцы" в номерах 57, 59 в мае-июне 2011 года.
Рекламные объявления "ИЛИ И СМОТРИ Расписание сеансов с 02 по 09 июня "АРБАТ" 10:00 Пираты 70 руб. 12:35 Храбрые перцем 70 руб. 14:35 Пираты 110 руб. 17:10 Храбрые перцем 110 руб. 19:10 Пираты 140 руб. 21:45 Храбрые перцем 140 руб.", "КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ" 09 июня, 18.00 Большой зал театральные гастроли Московский театр "ЕТ CETERA" под руководством Александра Калягина представляет юмористический спектакль "Лица" (по мотивам рассказов А.П. Чехова). В ролях: народный артист РСФСР Александр Калягин, народный артист России Владимир Симонов. Цена билета - 350, 400, 500, 550, 600 руб." опубликовано в газете "Курган и курганцы" в номере 59 в июне 2011 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, административным органом сделан правильный вывод о том, что информация, распространенная в газете "Курган и курганцы" в мае - июне 2011 года, предназначена для неопределенного круга лиц и признана формировать, либо поддерживать интерес к организациям, товарам, услугам, способствовать их продвижению на рынке, следовательно, является рекламой.
Размещенная в газете реклама в нарушение статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ "О рекламе" не сопровождалась пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", является ненадлежащей и противоречит п.4 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ "О рекламе".
Апелляционная инстанция, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что на основании п.7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ст.ст. 14-18 Закона о рекламе.
Учитывая, что в силу пункта 2.2 Устава ООО "Редакция городской газеты "Курган и курганцы" основным предметом деятельности общества является производство, выпуск и организация распространения городской газеты "Курган и курганцы" и другие средства массовой информации, то именно рекламораспространитель является надлежащим субъектом правонарушения.
Материалами дела подтверждено, что общество имело возможность соблюсти требования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не приняло соответствующих и достаточных мер для недопущения правонарушения, следовательно, наличие в его действиях вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является доказанным.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив материалы дела по правилам ст. 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о доказанности наличия в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ. В этой связи доводы заявителя об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения отклоняются судом.
Обоснованно суд первой инстанции отклонил довод заявителя о том, что в силу ст. 19 Закона N 2124-1 ответственность за содержащиеся в выпуске сведения несет главный редактор и именно он подлежит привлечению к ответственности, поскольку осуществление противоправных виновных действий (бездействия) работником не освобождает общество от административной ответственности, так как все действия, осуществляемые главным редактором, совершаются в рамках деятельности общества и, соответственно, принимая на работу главного редактора, заявитель несет ответственность за выполнение им своих обязанностей.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи, отсутствуют основания для признания незаконным и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области 12.09.2011 года по делу N А34-3119/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Редакция городской газеты "Курган и курганцы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3119/2011
Истец: ООО "Редакция городской газеты "Курган и Курганцы"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области