г. Хабаровск |
|
15 ноября 2011 г. |
N 06АП-4911/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.,
судей Сапрыкиной Е.И, Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" (ОГРН 1032700030604) - Лукин А.А., представитель по доверенности от 11.01.2009 N 1;
от Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (680021, г. Хабаровск, ул. Некрасова, 5) - Зинюк М.Г., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 2/3;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс"
на решение от 19 сентября 2011 года
по делу N А73-9091/2011
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Зверевой А. В.
по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" (далее - ООО "Автоэкспресс", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" (далее - ООО "Автоэкспресс", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного Хабаровского края от 19.09.2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "Автоэкспресс" в апелляционной жалобе просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование жалобы общество указывает на то, что перевозка пассажиров осуществлялась обществом по маршруту "Заказной" на основании договора фрахтования и отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель общества в судебном заседании в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении. Представитель Управления в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на доказанность факта совершения обществом вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании задания от 07.07.2011 N 119 государственным инспектором Управления 07.07.2011 в 16 часов 35 мин. в г. Хабаровске, Амурский Бульвар-57, проведён осмотр автобуса DAEWOO-BH-120, государственный номер К778ТТ27, принадлежащего по договору аренды ООО "Автоэкспресс", осуществляющего перевозку пассажиров автомобильным транспортом вместимостью более восьми человек на основании лицензии.
По результатам осмотра 26.07.2011 в отношении общества, в присутствии его законного представителя, составлен протокол серия 27 N 003447 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
С заявлением о привлечении общества к административной ответственности управление обратилось в арбитражный суд.
Установив в действиях общества наличие состава вменяемого ему правонарушения, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение и наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом установлен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, предусмотрены "Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, и определяются в выдаваемой лицензии.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения, лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, обеспечивать наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Пунктами 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок), на владельцев автобусов возложена обязанность составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков, разрабатывать (с их утверждением) графики (расписание) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами, обеспечивать каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности), что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
Таким образом, лицо, осуществляющее на основании лицензии деятельность по перевозке пассажиров, обязано соблюдать установленные законодательством требования и условия.
В соответствии с пунктом 4.6. Положения об обеспечении безопасности перевозок, выбор местоположения автобусных остановок производится владельцами автобусов в соответствии с действующими нормативными документами. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется коммунальными, а на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с действующими нормативными документами.
Согласно пунктам 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписанию, составляемому для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
В расписании должны быть указаны интервалы отправления транспортных средств, временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт. Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
В силу положений пункта 11 указанного Постановления, остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию. Остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
В пункте 15 Постановления N 112 предусмотрены сведения, которые должны содержаться на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов), а именно: условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа; наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Таким образом, приведенными нормами права установлены требования, которым должны отвечать как расписания на перевозку пассажиров и багажа, так и остановочные пункты маршрута регулярных перевозок.
В ходе проведения осмотра Управлением установлено, что на автобусе DAEWOO-BH-120, гос. номер К778ТТ27, осуществлялась перевозка пассажиров, при этом у водителя отсутствовала схема движения, утверждённая в установленном законодательством порядке. Погрузка пассажиров в этот автобус производилась на остановке "Кинотеатр Дружба", которая расположена по адресу Амурский бульвар, у дома N 57. При этом на данной остановке отсутствовал утвержденный график движения по маршруту "Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск (Кинотеатр Дружба) - Комсомольск-на-Амуре". Место остановочного пункта не оборудовано указателем для посадки высадки пассажиров по данному маршруту, указателем маршрута движения и расписания движения.
Факт и обстоятельства правонарушения, совершённого ООО "Автоэкспресс", подтверждаются протоколом об административном правонарушении серия от 26.07.201127 N 003447, рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения от 07.07.2011 N 205, схемой маршрута, путевым листом и расписанием движения автобусов
Следовательно, ООО "Автоэкспресс" нарушены требования вышеперечисленных норм права и осуществлена предпринимательская деятельность с нарушением условий лицензии, административным органом установлено событие вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норма, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод суда о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, является правильным.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом исчерпывающих мер организационного, предупредительного и контрольного характера, а также отсутствия возможности у ООО "Автоэкспресс" для соблюдения лицензионных требований, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении административного правонарушении, следовательно, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, назначенное ему наказание соответствует санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Автоэкспресс" об отсутствии в его действиях события правонарушения ввиду наличия договора фрахтования транспортного средства, о перевозке пассажиров по маршруту "Заказной" полно и всесторонне исследованы в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доказательств осуществления перевозки пассажиров по маршруту "Заказной" в деле не имеется.
В данном случае характер и обстоятельства совершения правонарушения свидетельствуют об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного общества малозначительным.
Нарушение обществом лицензионных требований представляет существенную угрозу охраняемым интересам в сфере регулирования предпринимательской деятельности, поскольку государственный орган, выдавая лицензию на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности, гарантирует гражданам соблюдение действующего законодательства при осуществлении такой деятельности. В данном случае, выдавая лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, государство в лице соответствующего госоргана гарантирует гражданам обеспечение безопасности дорожного движения со стороны общества, занимающегося деятельностью по перевозке пассажиров, несоблюдение лицензионных требований приводит к нарушению гарантий государства.
При рассмотрении дела, судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального права, установленным фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.09.2011 по делу N А73-9091/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9091/2011
Истец: Дальневосточное межрегиональное управление госавтодорожного надзора
Ответчик: ООО "Автоэкспресс"
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4911/11