Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 28 мая 2007 г. N вн 2.2-1/2154
по проекту федерального закона, N 421913-4 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, В.А. Третьяком, И.И. Гильмутдиновым, С.И. Неверовым, членом Совета Федерации В.Л. Мутко
(первое чтение)
1. В статье 348.2:
в абзаце третьем части 3 следует уточнить, что понимается под словосочетанием "спортивный режим", поскольку в нормативных правовых актах такой термин не применяется;
в абзаце седьмом части 4 слово "дополнительных" следует заменить словами "ежегодных дополнительных", что будет соответствовать статьям 116-121 и другим Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
2. Статья 348.3 предусматривает отстранение спортсмена от работы. Одним из оснований отстранения от работы предусматривается вызов спортсмена в спортивную сборную команду по соответствующему виду спорта при условии письменного согласия спортсмена на участие в этой сборной команде (абзац второй части 1, часть 3). Полагаем, что указанный абзац не является предметом регулирования указанной статьи, поскольку здесь речь скорее всего не об отстранении, а об освобождении от работы в связи с вызовом спортсмена в сборную команду (см. статью 76 ТК РФ). В целях неоднозначного толкования нормы полагали бы также необходимым уточнить, о каком уровне сборной команды идет речь (международном, общероссийском, региональном и т.д.).
3. В части 2 статьи 348.1 предусматривается, что спортсмен или тренер с разрешения работодателя могут заключать договоры о спортивной деятельности, регулируемые гражданским законодательством, для участия в спортивных соревнованиях, не связанных с исполнением обязанностей по трудовому договору.
В статье 348.4 предусматривается, что спортсмен или тренер могут работать по совместительству у другого работодателя - физкультурно-спортивной организации только с разрешения работодателя.
Однако порядок получения разрешения работодателя для выполнения работ как по гражданско-правовому договору, так и по трудовому договору по совместительству в законопроекте не прописан. В этой связи в целях избежания неоднозначного толкования данных норм в законопроекте необходимо записать, в каком порядке спортсмен или тренер будет получать указанное разрешение работодателя.
4. В части 5 статьи 348.6 слова "учебных заведениях" следует заменить словами "образовательных организациях" или "образовательных учреждениях", что будет соответствовать статьям 11.1 и 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".
5. В статье 348.7:
В пункте 1 одним из дополнительных оснований прекращения трудового договора предусмотрена спортивная дисквалификация спортсмена на срок шесть и более месяцев. Однако в данной статье не указан порядок осуществления дисквалификации спортсмена;
в части 3 неясно, обязан ли спортсмен или тренер и за сколько дней уведомлять работодателя о расторжении срочного трудового договора в случае, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев;
в части 4 предусматривается выплата спортсменом денежной компенсации работодателю в случае досрочного расторжения спортсменом срочного трудового договора по собственному желанию. Полагаем, что указанная часть не является предметом регулирования указанной статьи. Кроме того понятие "денежная компенсация" не согласуется со статьей 164 ТК РФ, предусматривающей, что компенсации это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Кроме того в данной части не указаны причины увольнения спортсмена, которые считаются неуважительными.
6. Статья 348.8 предусматривает особенности рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров спортсменов или тренеров. При этом предусматривается два вида комиссий по трудовым спорам (далее - КТС) - КТС физкультурно-спортивных организаций и КТС общероссийских спортивных федераций (союзов, ассоциаций). Однако в части 2 неясно, о создании какой КТС принимает решение общероссийская спортивная федерация - о создании КТС физкультурно-спортивной организации либо о создании КТС общероссийской спортивной организации либо о создании той и другой КТС. Из редакции статьи неясно также, какая КТС является первичной для тренера или спортсмена, является ли КТС общероссийской спортивной федерации вышестоящей КТС по отношению к КТС физкультурно-спортивной организации.
Часть 5 статьи не несет правовой нагрузки, поскольку не останавливает особенности рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, а фактически воспроизводит положения части 2 статьи 390 ТК РФ.
7. Проект предусматривает возможность заключения договоров о спортивной деятельности с согласия основного работодателя. Поскольку к указанным договорам будут применяться нормы гражданского законодательства, по нашему мнению, необходимо более подробно прописать характеристики данного вида договоров, так как из текста проекта, неясно, какие отношения будут им регулироваться.
Проект также устанавливает предельные сроки, на которые может быть заключен гражданско-правовой договор о спортивной деятельности. В этой связи обращаем внимание на принцип "свободы договора", закрепленный, статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым стороны при заключении договора свободны в определении основных его условий, в том числе и сроков, на который он заключается.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.