г. Чита |
|
"17" ноября 2011 г. |
Дело N А78-4515/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.Н.,
судей Ткаченко Э.В., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 августа 2011 года по делу N А78-4515/2011 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Забайкальскому краю к Муниципальному учреждению здравоохранения "Агинская окружная больница" о взыскании 220 595, 9 руб.,
(суд первой инстанции: Сизикова С.М.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен;
от инспекции - не явился, извещен,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Забайкальскому краю (ИНН 8001009770, ОГРН 1048080011957, место нахождения: 687000, Забайкальский край, пгт. Агинское, ул. Комсомольская, 24, далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Муниципальному учреждению здравоохранения "Агинская окружная больница" (ИНН 8000027046, ОГРН 1028002324404, место нахождения: 687000, Забайкальский край Агинский Бурятский округ, Агинский район, пгт. Агинское, ул. Больничный городок, далее - учреждение) о взыскании 220 595, 9 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 августа 2011 г.. по делу А78-4515/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке. Просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование требований заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что в рассматриваемом случае обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность учреждения за совершение налоговых правонарушений, в связи с которыми с него взыскивается спорная сумма штрафа, могли быть выявлены налоговым органом только в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, по результатам которой принято решение от 15.12.2010 N 865, и учтены им при вынесении этого решения. Смягчающие ответственность заявителя обстоятельства могли также быть установлены судом в случае оспаривания учреждением этого решения. Из материалов дела видно, что решение Инспекции от 15.12.2010 N 865 налогоплательщиком в судебном порядке не оспаривалось. При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для применения положений статей 112 и 114 НК РФ при вынесении решения по делу N А78-4515/2011. Налоговый орган считает, что при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому имеются основания для отмены решения суда. Заявитель считает, что выводы арбитражного суда, содержащиеся в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку суд необоснованно сослался в обжалуемом решении на решение налогового органа от 22.06.2010 N8397, которое предметом исследования не являлось, а было приведено инспекцией лишь в подтверждение того, что налогоплательщик ранее привлекался к налоговой ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу учреждение не представило.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.10.2011 г..
Налогоплательщик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Инспекция явку представителя в судебное заседание не обеспечила, извещена надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2,3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 ноября 2011 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда. После перерыва лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность соблюдения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество за 2009 год, представленной учреждением в инспекцию 5 октября 2010 года. По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 16.11.2010 N 926 (т.1, л.д.26-28).
Извещением N 14-44/3313 от 16.11.2010, врученным представителю налогоплательщика 19.11.2010, рассмотрение материалов проверки назначено на 15 декабря 2010 года на 10 час. 00 мин.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, в отсутствие представителя лица, в отношении которого проведена проверка, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, инспекцией принято решение N 865 от 15.12.2010, которым учреждение привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьёй 119 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2009 г.. в виде штрафа в сумме 447 711,60 руб.
Учреждение не обжаловало решения инспекции в Управление ФНС России по Забайкальскому краю.
Требование инспекции N 1238 от 17.12.2010 о взыскании штрафа исполнено учреждением частично.
Учреждение представило в суд ходатайство об уменьшении суммы налоговой санкции в связи с применением смягчающих обстоятельств и документы в подтверждении частичной уплаты штрафа.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу инспекции не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Согласно абзацу второму названной нормы закона налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции периода совершения налогового правонарушения) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы, и не менее 100 рублей.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Статьей 386 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок представления декларации по налогу на имущество - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом правильно установлено, что учреждением несвоевременно исполнена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на имущество за 2009 год: при установленном сроке представления не позднее 30.03.2010 г.., декларация представлена 05.10.2010 г.., т.е. с нарушением установленного срока на 6 полных и 1 неполный месяц.
По результатам камеральной проверки названной декларации на основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией оформлен акт проверки N 926 от 16.11.2010 года и 15.12.2010 года принято решение N 865 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания данного решения следует, что налоговым органом, согласно статьям 112 и 114 Кодекса учтены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства.
Смягчающими обстоятельствами указаны: организационно-правовая форма налогоплательщика и социальная значимость его деятельности.
Отягчающим обстоятельством указано привлечение к ответственности за совершение аналогичного налогового правонарушения решением инспекции от 22.06.2010 года N 8397.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (пункт 2 статьи 112 НК).
При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 Кодекса, размер штрафа увеличивается на 100 процентов (пункт 4 статьи 114 НК).
В материалы дела ответчик представил утвержденные сметы расходов, переписку с Администрацией муниципального района, в подтверждение несвоевременного финансирования бюджетного учреждения, платежные документы, в подтверждении уплаты налоговой санкции по вышеназванному решению в размере 220 997,3 руб.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что предметом иска по данному делу является требование об уплате налога и пени N 1238 по состоянию на 17.12.2010 года, выставленное на основании решения 15.12.2010 г. N 865 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 119 Кодекса за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на имущество за 2009 год. При рассмотрении материалов проверки были установлены обстоятельства, отягчающие ответственность, а именно, МУЗ "АОБ" ранее привлекалось к ответственности за совершение аналогичного правонарушения решением инспекции от 22.06.2010 г. N 8397 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценивая обжалуемое решение суда первой инстанции, полагает, что судом дана ошибочная оценка решения налогового органа от 22.06.2010 г. N 8397 с указанием на то, что инспекцией смягчающие и отягчающие обстоятельства установлены не были, несмотря на то, что при вынесении решения учреждение также являлось бюджетным и занималось социально-значимой деятельностью и, кроме того, срок пропуска был незначительный - один день, а налоговый орган всеми этими обстоятельствами располагал и при вынесении решения не учел. Указанный вывод суда первой инстанции фактическими обстоятельствами дела не подтверждается.
В этой связи доводы апелляционной жалобы об ошибочном учете решения налогового органа от 22.06.2010 г. N 8397, вместо решения N 865 от 15.12.2010 года, обоснованы.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы о том, что суд ошибочно признал в качестве смягчающего обстоятельства частичную оплату учреждением налоговой санкции, признаются судом апелляционной инстанции обоснованными, поскольку погашение налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, в том числе и штрафных санкций, не может свидетельствовать о добровольном устранении выявленных нарушений и не является смягчающим налоговую ответственность обстоятельством.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном учете судом тяжелого финансового положения в качестве смягчающего обстоятельства судом апелляционной инстанции отклоняются как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела, поскольку и самим налоговым органом указанное обстоятельство в отношении МУЗ "Агинская окружная больница" признано в качестве смягчающего.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о неправомерном учете судом тяжелого финансового положения в качестве смягчающего обстоятельства судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в силу положений статьи 112 НК РФ перечень смягчающих обстоятельств является открытым.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом установленных судом и налоговым органом смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также заявленного учреждением ходатайства о снижении штрафа, сумма штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на имущество за 2009 год подлежит снижению до 220 997,3 руб.
С учетом фактической оплаты учреждением 205 366,16 руб. (заявка на кассовый расход N 2249 от 23.12.2010) и 15 631,14 руб. (заявка на кассовый расход N 2385 от 29.12.2010), уплаченная сумма штрафа составляет 220 997,3 руб. и, следовательно, заявленные инспекцией требования о взыскании 220 595,6 руб. подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание ходатайство учреждения о снижении суммы штрафа (т.1 л.д.56), отмечает, что заявленная налогоплательщиком сумма фактически уплаченного штрафа в размере 271 291,39 руб. подтверждается представленными учреждением доказательствами только лишь в сумме 220 997,3 руб.
Кроме того, оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что смягчающие ответственность обстоятельства могли быть установлены судом только в случае оспаривания решения инспекции, чего налогоплательщиком сделано не было и при таких обстоятельствах у суда не было оснований для применения положений статей 112 и 114 НК РФ, суд апелляционной инстанции считает ошибочными и подлежащими отклонению в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В этой связи установление судом смягчающих и отягчающих обстоятельств является обязательным. Кроме того, законодатель, определяя содержание пункта 3 статьи 114 НК РФ, устанавливает только лишь минимальный размер (не меньше, чем в два раза) снижения санкции, тогда как максимальный размер снижения может определяться по усмотрению правоприменителя и в данном конкретном деле - по усмотрению суда.
Ссылка же заявителя апелляционной жалобы на постановление ФАС СЗО от 15.05.2009 по делу N А56-37692/2008 не правомерна, тем более что указанное дело рассматривалось при иных фактических обстоятельствах.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 августа 2011 года по делу N А78-4515/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4515/2011
Истец: МРИ ФНС N1 по Забайкальскому краю
Ответчик: МУЗ "Агинская окружная больница"
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4241/11