г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2011 г. |
Дело N А56-23469/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): представителя В.М. Никулина (доверенность от 11.01.2011 N 33/17-2)
от ответчика (должника): представителя А.А. Власова (доверенность от 26.10.2011 N 2-6-1258/11-0)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15253/2011) Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2011 по делу N А56-23469/2011 (судья Д.Ю. Боровлев), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат"
к Комитету по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области
об оспаривании Постановления N 8 от 30.03.2011
установил:
Открытое акционерное общество "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" (место нахождения: 188320, Ленинградская область, Гатчинский район, г. Коммунар, ул. Павловская, д.9, ОГРН 1024702085869) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3) (далее - Комитет, ЛенРТК) от 11.04.2011 N 24 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 29.07.2011 суд удовлетворил заявленное требование, поскольку пришел к выводу о малозначительности оспариваемого постановления Комитета.
Комитет не согласился с вынесенным решением и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на необоснованное применение судом положения статьи 2.9 КоАП РФ. По мнению подателя жалобы, изложенному в дополнении к жалобе (т.2 л.д.11), совершенное Обществом нарушение не может быть признано малозначительным, поскольку предписание исполнено заявителем со значительным нарушением установленного срока.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.02.2011 Комитетом в отношении Общества вынесено предписание N 1 об устранении нарушений (далее - предписание) (т.1 л.д.18).
В указанном предписании указано, что в ходе осуществления наблюдения за исполнением Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и утилизации твердых бытовых отходов на территории Ленинградской области, было установлено, что Общество, являясь организацией, осуществляющей оказание услуг в сфере водоснабжения, регулируемых ЛенРТК, не исполнило обязанность по раскрытию информации, предусмотренной пунктом 43 Стандартов раскрытия информации, в установленные сроки, а также не уведомило ЛенРТК о раскрытии информации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования соответствующей информации в официальных печатных изданиях (размещения на сайте в сети Интернет).
Обществу предписано:
- в срок до 10.03.2011 опубликовать на своем официальном сайте в сети Интернет или представить в комитет в формате шаблонов по системе ЕИАС для опубликования на официальном сайте в сети Интернет, а также опубликовать в официальном печатном издании информацию (со ссылкой на адрес сайта в сети Интернет, на котором информация размешается в полном объеме), предусмотренную пунктом 43 Стандартов раскрытия информации. - в срок до 17.03.2011 представить в Комитет сообщение о раскрытии обозначенной выше информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса в сети Интернет, которые использовались для размещения этой информации.
Сообщение о раскрытии информации Общество направило в ЛенРТК 31.03.2011 письмом N 925/12 (т.1 л.д. 52).
Поскольку Обществом предписание Комитета в сроки, установленные предписанием, исполнено не было, Комитетом 04.04.2011 в присутствии представителя Общества был составлен протокол N 24 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ (т.1 л.д.15-17).
11.04.2011 Комитетом было вынесено постановление N 24 по делу об административном правонарушении по указанной квалификации, выразившемся в не выполнении в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, об устранении нарушений законодательства в области раскрытия информации организациями коммунального комплекса (т.1 л.д.11-14). Обществу было назначено наказание в виде взыскания штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, указав при этом, что не является организацией коммунального комплекса и, следовательно, не обязано раскрывать соответствующую информацию, а также в случае установления состава вменяемого правонарушения в его действиях, просило признать малозначительным совершенное правонарушение в связи с отсутствием существенной угрозы каким-либо экономическим или общественным отношениям.
Суд первой инстанции, установив наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, в действиях Общества, одновременно признал вменяемое правонарушение малозначительным и отменил оспариваемое постановление Комитета на основании положений статьи 2.9 КоАП РФ, части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав позиции сторон, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Судом первой инстанции установлено, что Общество является организацией, осуществляющей оказание услуг в сфере водоснабжения на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Из материалов дела следует, что заявителем была направлена в Комитет с письмом от 12.05.2010 N 1449/10 производственная программа в сфере водоснабжения на 2011 год по ОАО "СПб КПК" (т.1 л.д.81-93), на основании которой приказом ЛенРТК заявителю как организации коммунального комплекса установлен соответствующий тариф на 2011 год, что Обществом не оспаривается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод, изложенный в обжалуемом решении суда, о необоснованности довода Общества о том, что комбинат не является организацией коммунального сервиса.
Согласно частям 4, 5 статьи 3 Закона от 30.12.2001 N 210-ФЗ организации коммунального комплекса обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о товарах и об услугах, цены (тарифы) которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о надбавках к ценам (тарифам), которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным Законом (далее - регулируемые товары и услуги).
Свободный доступ к информации о регулируемых товарах и услугах обеспечивает организация коммунального комплекса в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет" и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых товаров и услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140 утверждены Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (далее - Стандарты).
Пунктом 2 Стандартов определена обязательность обеспечения доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.
Стандартами установлены, в том числе, состав и порядок раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по холодному водоснабжению (раздел IV).
Согласно пункту 43 Стандартов информация, указанная в пунктах 34 (информация о тарифах на холодную воду, надбавках к указанным тарифам, о тарифах на подключение к системе холодного водоснабжения), 41 (информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг) и 42 (информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе холодного водоснабжения) настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования.
Одновременно с указанной в пункте 34 настоящего документа информацией на сайте в сети Интернет публикуются сведения о финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, указанные в подпунктах "а" - "д", "з" - "т" пункта 36 и подпунктах "а" - "г" пункта 38 настоящего документа, учтенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) при установлении тарифов и надбавок к тарифам на очередной период регулирования.
Информация, указанная в пунктах 36 - 38 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы и должна соответствовать годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Одновременно с указанной в пункте 36 настоящего документа информацией о расходах на ремонт (капитальный и текущий) основных производственных средств и расходах на услуги производственного характера, выполняемые по договорам с организациями на проведение регламентных работ в рамках технологического процесса, на сайте в сети Интернет публикуется информация об объемах товаров и услуг, их стоимости и способах приобретения у тех организаций, сумма оплаты услуг которых превышает 20 процентов суммы расходов по каждой из указанных статьей расходов.
При этом указывается информация о поставке товаров и услуг, стоимость которых превышает 20 процентов суммы поставки товаров и услуг каждой из этих организаций.
Информация, указанная в пункте 40 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально.
Согласно пункту 7 Стандартов регулируемые организации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях (размещения на сайте в сети Интернет) в соответствии с настоящим документом сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением Стандартов, о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети "Интернет", которые используются для размещения этой информации.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается, что вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации Обществом не выполнены, информация не размещена в установленные Стандартами порядке и сроки, сообщение о раскрытии информации административному органу не направлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона N 210-ФЗ контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона N 210-ФЗ к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится выдача предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления контроля за соблюдением организациями коммунального комплекса стандартов раскрытия информации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.2010 N 237 (далее - Правила) контроль в форме систематического наблюдения и анализа информации осуществляется в отношении: факта раскрытия информации, а также форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм - в случае, если они утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил контроль за соблюдением организациями коммунального комплекса стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности осуществляется в форме систематического наблюдения и анализа информации, а также в форме проведения плановых и внеплановых проверок.
Пункт 5 Правил устанавливает обязанность органов по контролю в случае выявления допущенных организацией нарушений стандартов раскрытия информации при систематическом наблюдении и анализе по выдаче организации предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также осуществляет мониторинг устранения выявленных нарушений.
В соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 12.11.2004 N 255, Комитет уполномочен осуществлять контроль за соблюдением Стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями.
Таким образом, Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий выдано Обществу соответствующее законодательству РФ предписание от 18.02.2011 N 1 об устранении выявленных в ходе контроля за соблюдением Стандартов нарушений законодательства в области раскрытия информации, с указанием сроков их устранения.
В силу части 5 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Предписание от 18.02.2011 N 1 выдано уполномоченным органом, не противоречит законодательству и фактическим обстоятельствам, то есть является законным. Общество в установленные предписанием сроки не устранило выявленные Комитетом нарушения.
Судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены доводы Общества об отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения. Материалами дела подтверждается событие и виновность заявителя в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения и считает подлежащими отклонению доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о необоснованности применения судом положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности правонарушения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае совершенное Обществом бездействие не содержало какой-либо угрозы личности, обществу или государству, правонарушение совершено Обществом впервые, вредных последствий не повлекло, и правомерно квалифицировал правонарушение в качестве малозначительного.
В данном случае суд апелляционной инстанции учитывает также, что Комитетом не представлено доказательств того, что допущенные Обществом нарушения порядка и срока раскрытия информации повлекли какие-либо негативные последствия, либо причинили организационный вред общественным отношениям, связанным с государственным регулированием тарифов в сфере оказания услуг по водоснабжению.
Кроме того, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. По мнению апелляционного суда, в данном случае назначенная оспариваемым постановлением санкция (100000 руб.) несоразмерна тяжести совершенного правонарушения, не отвечает принципам разумности и справедливости и не может считаться адекватной характеру совершенного правонарушения.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция находит обоснованным вывод суда о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ и подлежащим отклонению довод подателя жалобы о неисполнении Обществом в полном объеме предписания на дату вынесения решения судом первой инстанции, так как в письме от 31.03.2011 N 925/12 Общество уведомило Комитет о раскрытии информации в сфере теплоснабжения и холодного водоснабжения на 2011 год на сайте предприятия www.spbkpk.spb.ru, указанная информация опубликована также в газете "Вести" от 29.03.2011 N 54 (3366) (т.1 л.д.74-75).
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июля 2011 года по делу N А56-23469/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23469/2011
Истец: ОАО "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат
Ответчик: Комитет по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК), Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15253/11