г. Москва |
|
18 ноября 2011 г. |
N А40 - 69559/11-21-589 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Распутиной И.И., |
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Смирнов И.О. по дов. от 08.11.2011 N 73-11-МЕ-05/38989; |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ОАО "УСК МОСТ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2011 по делу А40-69559/11-21-589 судьи Каменской О.В.
по заявлению ОАО "УСК МОСТ" (ОГРН 1027739060942, 143044, Московская обл., Одинцовский р-он, г. Голицыно, Петровское шоссе, дом 52, корп. 2)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (РО ФСФР в ЦФО)
об оспаривании постановления
установил:
Открытое акционерное общество "УСК МОСТ" (ОАО "УСК МОСТ") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (РО ФСФР России в ЦФО) N 139-2011-Ю50-001-001 от 07.10.2010 о назначении административного наказания. в виде штрафа в размере 700.000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2011 в удовлетворении заявленных требования отказано ввиду отсутствии оснований для признания незаконным и необоснованным постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "УСК МОСТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывается, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки сведений, изложенных в жалобе Компании "Катапел Лимитед", РО ФСФР России в ЦФО направило в адрес ОАО "УСК МОСТ" предписание N 314 от 09.03.2011(исх. N 73-11-ДК-07/6761), содержащее требование представить в срок до 04.04.2011 включительно следующие документы: справку, содержащую адреса всех страниц в сети Интернет, на которых Обществом раскрывается информация, предусмотренная Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации), с указанием наименования опубликованных документов, дат раскрытия информации и с приложением подтверждающих документов; справку, содержащую перечень дополнительных сведений, предусмотренных Положением, опубликованных Обществом на дату получения настоящего Предписания в информационных ресурсах, обновляемых в режиме реального времени и предоставляемых информационными агентствами (лентах новостей), с указанием наименований информационных агентств, в лентах новостей которых Обществом опубликованы указанные дополнительные сведения и дат их опубликования, с приложением подтверждающих документов.
Как следует из материалов дела, указанное предписание не было кем-либо оспорено в установленном порядке и не было признано судом незаконным.
05.04.2011(вх. N 73-11-8064) в РО ФСФР России в ЦФО поступило Заявление Общества об освобождении от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах (исх. б/н от 23.03.2011), согласно которому адрес страницы в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации: www.skmost.ru
По результатам обзора и анализа страницы в сети Интернет www.skmost.ru, Региональным отделением составлен Акт об отсутствии на странице в сети Интернет информации, которая должна раскрываться в соответствии с Положением о раскрытии информации от 14.04.2011 и Акт об отсутствии на странице в сети Интернет информации, которая должна раскрываться в соответствии с Положением о раскрытии информации от 19.04.2011 (на дату составления протокола об административном правонарушении), в соответствии с которыми по состоянию на 14.04.2011 и на 19.04.2011 на указанной странице в сети Интернет отсутствует (не раскрыта) следующая информация, подлежащая обязательному раскрытию Обществом: списки аффилированных лиц, составленные на даты окончания II, III, IV кварталов 2009 года, I, II, III, IV кварталов 2010 года, I квартал 2011 года; годовые отчеты Общества за 2007, 2008, 2009 годы; годовая бухгалтерская отчетность за 2007-2009 годы; Устав Общества; банковские реквизиты расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.9 "Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденное Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, а также размер (порядок определения размера) таких расходов.
19.04.2011 заместителем начальником отдела административного производства РО ФСФР России в ЦФО в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени данного процессуального действия, был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.
25.05.2011 заместитель руководителя РО ФСФР России в ЦФО вынес постановление по делу об административном правонарушении N 139-2011-Ю50-001-001, которым ОАО "УСК МОСТ" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме 700.000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что ФСФР России вправе направлять профессиональным участникам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для разрешения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа по рынку ценных бумаг. Как видно из данной нормы, направление профессиональным участникам предписаний, обязательных для исполнения, и требование от них представления документов являются отдельными самостоятельными способами реализации полномочий органами ФСФР России, которые предполагают различные цели и основания.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 05.03.99 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317 установлено, что ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Как следует из п. 4 Положения Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
РО ФСФР России в ЦФО рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством, согласно со ст. 23.47 КоАП РФ и на основании п. 2.1.4 Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2009 г.. N 06-69/пз-н, а также п.1.3 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.03.2010 г.. N 10-47/пз.
В соответствии с п. 5.3.7 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (далее - Положение), ФСФР России выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Порядок, состав сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг(Положение), утвержденным Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что ОАО "УСК МОСТ" о нарушены требования ст. 92 Федерального закона об акционерных обществах, а также п. 1.9, 8.2.1, 8.3.1, 8.4.1, 8.5.1 Положения о раскрытии информации.
Согласно Положению о раскрытии информации открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать: годовой отчет акционерного общества; б) годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества; устав и иные внутренние документы акционерного Общества, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах акционерного общества; дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения(п. 8.1.1).
Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной настоящим разделом Положения, возникает для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества(п.8.1.2).
Банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет(п.1.9).
В случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и/или в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности(п.1.12).
Что касается поступившего 05.04.2011 в РО ФСФР России в ЦФО заявления Общества об освобождении от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах, то данное обращение Общества в соответствии со ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг не свидетельствует об исполнении Обществом Предписания N 314 о предоставлении документов.
Эмитент, в соответствии со ст.30.1 Закона о рынке ценных бумаг, может быть освобожден от раскрытия информации в соответствии со ст.30 Закона о рынке ценных бумаг, т.е. от обязанности по раскрытию информации в формах ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента; сообщений о существенных фактах.
Однако обязанность по раскрытию информации в соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) и п.п. 1.9, 8.1.1, 8.2.1, 8.3.1, 8.4.1, 8.5.1 Положения о раскрытии информации не может быть снята с акционерного общества на основании ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг.
Федеральным законом об акционерных обществах и Положением о раскрытии информации предусмотрена безусловная обязанность открытого акционерного общества осуществлять раскрытие информации.
В случае нераскрытия соответствующей информации акционерным обществом в установленный срок, с момента истечения этого срока начинает исчисляться срок неисполнения обществом возложенной на него обязанности (отсутствие на странице в сети Интернет информации в течение срока, которого она должна быть доступна).
При длящемся административном правонарушении, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП России сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
На момент обнаружения 14.04.2011 отсутствие на странице в сети Интернет информации, которая должна раскрываться в соответствии с Положением о раскрытии информации данное правонарушение продолжалось. Поэтому РО ФСФР России в ЦФО были соблюдены сроки привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В данном случае заявителем не были предприняты все зависящие от него необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение нарушения требований закона, а вывод суда первой инстанции о наличии вины Общества и признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, является законным и обоснованным.
Основываясь на анализе правильно установленных обстоятельств, представленных сторонами доказательств и действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к общему выводу о том, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, а предусмотренные ч. 2 ст.211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2011 по делу N А40-69559/11-21-589 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69559/2011
Истец: ОАО "УСК МОСТ"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, РО ФРСФР РОССИИ В ЦФР