город Ростов-на-Дону |
|
15 ноября 2011 г. |
дело N А53-8518/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: 1. Волков А.А. по доверенности от 03.05.2011, 2. Шубаева Э.В. по доверенности от 03.05.2011
от заинтересованного лица: ведущий специалист-эксперт юридического отдела Липявкина О.А. по доверенности от 05.07.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Магнолия"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.09.2011 по делу N А53-8518/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магнолия" ИНН 6129002090 / ОГРН 1076129000122
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ростовской области
об отмене постановления N 46 от 28.04.2011 г. по делу об административном правонарушении
принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магнолия" (далее - ООО "Магнолия", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об оспаривании постановления от 28.04.2011 N 46 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ростовской области (далее - МИ ФНС N 9 по РО, налоговый орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в ходе проверки установлено отсутствие у заявителя изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Магнолия" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 01.09.2011 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что денежные средства, хранившиеся в операционной кассе, не являются свободными, а предназначаются для расплаты с покупателями.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании возражал против жалобы по доводам представленного отзыва, просил оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании Поручения заместителя начальника инспекции от 20.04.2011 N 56 сотрудниками МИ ФНС России N 9 по РО при проверке полноты учета выручки, полученной при осуществлении денежных расчетов с населением и порядка хранения наличных денежных средств ООО "Магнолия" по адресу: Ростовская область, с. Ремонтное, ул. Советская, 68 "А", установлен факт отсутствия изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств, а именно кассы предприятия.
По результатам проверки, зафиксированным актом N 12-09/93 от 21.04.2011 (л.д. N 40), в отношении ООО "Магнолия" составлен протокол об административном правонарушении N 46 от 21.04.2011 (л.д. N 58) по ст. 15.1 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника инспекции от 28.04.2011 N 46 ООО "Магнолия" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.93г. N 40 (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 1 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В силу пункта 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3 к Порядку. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий (в двухэтажных зданиях - на верхних этажах, в одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями); иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем; оборудоваться пожарной и охраной сигнализациями (пункты 2 и 3 приложения N 3 к Порядку).
Из акта проверки N 12-09/93 от 21.04.2011 и протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.04.2011 усматривается, что изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег у общества нет, на момент проверки выручка составила 231 руб. за 20.04.2011, за период с 20.02.2011 по 19.04.2011 неоприходованные в кассу денежные средства составляют 182 288 руб. Согласно объяснениям директора общества и продавцов все кассовые операции производятся либо в магазине, либо дома у директора по адресу: с. Ремонтное, ул. Мира, 21.
Отсутствие в помещении заявителя надлежаще оборудованной кассы свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций и хранения свободных денежных средств и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса. В рассматриваемом случае доказательства того, что общество приняло все необходимые меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Также суд обоснованно не применил положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановление Пленума ВАС РФ 02.06.2004 N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, заключается в несоблюдении публично-правовых обязанностей, посягает на интересы государства в области торговли, финансов, налогов и сборов, на установленный нормативными правовыми актами порядок работы с денежной наличностью. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения и степень его общественной опасности, не усматривает в действиях общества признаков малозначительности правонарушения.
Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Оспариваемым по делу постановлением налоговая инспекция назначила обществу наказание в минимальном размере.
При таких обстоятельствах основания к отмене обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.09.2011 по делу N А53-8518/2011 оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8518/2011
Истец: ООО "Магнолия"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Ростовской области, Межрайонная ИФНС России N9 по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2011 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8616/11
26.12.2011 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8052/11
15.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11351/11