г. Чита |
|
18 ноября 2011 г. |
Дело N А58-1359/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Клочковой Н.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2011 года по делу N А58-1359/2011 по иску государственного унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса" (ОГРН 1031400598844, ИНН 1414005809) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067995), Муниципальному образованию "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031400599152, ИНН 1414009962)
третье лицо -Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)
о признании права хозяйственного ведения (суд первой инстанции: Андреев В. А.),
при участии в судебном заседании:
от истца представитель Санников В.А.,
судебное заседание проведено с помощью системы видеоконференцсвязи, при содействии судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) Устиновой А.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой Е.С.,
установил
государственное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковыми требованиями к Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и муниципальному образованию "Ленский район" Республики Саха (Якутия) о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимости.
Решением от 26 августа 2011 года суд признал за истцом право хозяйственного ведения следующих объектов недвижимости:
- помещение Профилактория (рем цеха, назначение нежилое) общая площадь 812,4 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 7,8,9 расположенного: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г.Ленск, ул.Ленина, д.47. Кадастровый номер 14:14:050038:16:98227501/лн2/006013/7;8;9;
- здание склада (назначение нежилое) общая площадь 660,1 кв.м., инв.N 98227501/лн2/006013/З, лит.З расположенного: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г.Ленск, ул.Ленина, д.47, кадастровый номер 14:14:050038:16:98226501/лн2/006013/З.
- помещение гаража теплого (назначение нежилое) общая площадь 200,6 кв.м., расположенного: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г. Ленск, ул. Ленина, д. 47. этаж 1, номера на поэтажном плане 10,11 кадастровый номер 14:14:050038:16:98227501/лн2/006013/10:11 ;
- здание мастерской (назначение нежилое) общая площадь 331,9 кв.м., инв.N 98227501/лн2/006013/В, лит. В, расположенного: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г.Ленск, ул.Ленина, д.47. кадастровый номер 14:14:050038:16:98227501/лн2/006013/В;
- помещение ТВК (назначение нежилое) общая площадь 261 кв.м., этажность 2, номера на поэтажном плане 1 эт. - 1,2,3,4,5,6 2 эт. - 12,13,14 расположенного: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г.Ленск, ул.Ленина, д.47. кадастровый номер 14:14:050038:16:98227501/лн2/006013/1,2,3,4, 5,6,12,13,14 ;
- здание СМЭУ "ГАИ" (назначение нежилое) общая площадь 129,5 кв.м., 1 этажный, инв.N 98227501/лн2/006013/Ж, лит. Ж расположенного: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г.Ленск, ул.Ленина, д.47. кадастровый номер 14:14:050038:16:98227501/лн2/006013/Ж ;
- здание ЖКХ (назначение нежилое) общая площадь 110,1 кв.м., инв.N 98227501/лн2/006013/Е, лит. Е расположенного: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г.Ленск, ул.Ленина, д.47. кадастровый номер 14:14:050038:16:98227501/лн2/006013/Е;
- здание гаража (назначение нежилое) общая площадь 152,4 кв.м., инв.N 98227501/лн2/006013/Д, лит. Д расположенного: Респ ублика Саха (Якутия), Ленский район, г.Ленск, ул.Ленина, д.47. кадастровый номер 14:14:050038:16:98227501/лн2/006013/Д
- здание блока цеха мастерской (назначение нежилое) общая площадь 126,1 кв.м., 1 этажный, инв. N 98227501/лн2/006013/Б, лит. Б расположенного: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г.Ленск, ул.Ленина, д.47. кадастровый номер 14:14:050038:16:98227501/лн2/006013/Б
- здание блока КПП (назначение нежилое) общая площадь 11,9 кв.м. 1 этажный, инв. N 98227501/лн2/006013/И, лит. И расположенного: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г.Ленск, ул.Ленина, д.47. кадастровый номер 14:14:050038:16:98227501/лн2/006013/И. В остальной части иска отказал.
Не согласившись с решением суда, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить оспариваемый судебный акт, принять по делу новый. Свои доводы обосновывает тем, что в нарушение норм процессуального права и в отсутствии соответствующих доказательств суд посчитал установленным право хозяйственного ведения истца на спорное имущество. Считает неправомерным возложение на ответчиков бремени доказывания. Кроме того, оспаривает вывод суда о том, что право хозяйственного ведения истца не подлежало государственной регистрации.
От второго ответчика - муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) к судебному заседанию поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он поддерживает доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2011 года по настоящему делу отменить, принять новый судебный акт.
Истец к судебному заседанию направил отзыв на доводы апелляционной жалобы, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) ознакомившись с отзывом истца на доводы апелляционной жалобы, направило свои возражения.
14 ноября 2011 года от государственного унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса" в суд апелляционной инстанции в электронном виде поступили возражения на возражения и отзыв обоих ответчиков, в которых истец просит изложенные ответчикам и доводы отклонить как безосновательные и не основанные на законе.
Представитель истца в судебном заседании изложенные письменно ранее доводы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 5 статьи 268 Кодекса о проверке законности и обоснованности в оспариваемой части - в части удовлетворенных требований.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании постановления местного органа государственной власти Администрации Ленского улуса N 11-23 от 12 ноября 1998 года на базе Управления жилищно-коммунального хозяйства было создано Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция Единого заказчика" (свидетельство о государственной регистрации N 11-23 от 12 ноября 1998 года). В соответствии с пунктом 5.1 Устава данного предприятия все имущество находится в муниципальной собственности Ленского улуса, отражается на самостоятельном балансе и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 841 от 21 сентября 2001 года, распоряжением территориального органа юстиции в Ленском улусе N 359 от 27 сентября 2001 года была зарегистрирована новая редакция учредительных документов истца, в результате которой Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция Единого заказчика" было переименовано в Государственное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса".
Пункт 3.1 новой редакции Устава определял, что имущество истца находится в государственной собственности Республики Саха (Якутия), отражается на самостоятельном балансе и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
В связи с образованием в Республике Саха (Якутия) в 2001 году органов местного самоуправления Правительство Республики Саха (Якутия) 24 апреля 2003 года приняло постановление N 253 "О безвозмездной передаче объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальному образованию "Ленский район". В соответствии с данным Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) (пункт 2.2) было поручено Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) совместно с Администрацией муниципального образования "Ленский район" обеспечить передачу республиканских государственных унитарных предприятий, определенных приложением N 1, а также Главе муниципального образования "Ленский район" обеспечить приведение учредительных документов и оформление имущества передаваемых в муниципальную собственность предприятий в соответствии с требованиями законодательства.
Истец вошел в перечень передаваемых из государственной в муниципальную собственность предприятий (пункт 7 Приложения N 1).
На основании данного Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) между ответчиками был подписан договор "О безвозмездной передаче государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальному образованию "Ленский район" N 102 от 08 июня 2003 года. Согласно условий данного договора Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) передает, а муниципальное образование принимает государственные унитарные предприятия в муниципальную собственность как имущественные комплексы, включающие в себя все виды имущества, предназначенного для их деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование и иное имущество согласно статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации.
24 февраля 2004 года между сторонами данного договора был подписан передаточный акт N 14/14, в соответствии с которым Министерство имущественных отношений передало муниципальному образованию "Ленский район" Государственное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса" с передачей всех прав, обязательств и имущества, в составе, определяемом в соответствии с данными бухгалтерского баланса предприятия по состоянию на 01 января 2003 года. В составе передаваемых активов предприятия было передано государственное имущество в соответствии с Приложением к передаточному акту.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанным наличие у истца права хозяйственного ведения на часть объектов недвижимости.
С такими выводами согласиться нельзя, они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не подтверждаются исследованными доказательствами.
Доводы искового заявления и выводы суда первой инстанции основывались на том, что Государственное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса" было передано из государственной в муниципальную собственность как имущественный комплекс.
Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним предусмотрена статьей 22 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из пункта 4 Правил внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от 04 марта 2005 года N 16, исходя из положений пункта 1 статьи 4, пункта 2 статьи 6, пункта 2 статьи 13, учитывая положения абзаца второго пункта 2 статьи 22 Закона, обязательной государственной регистрации подлежит:
право на входящий в состав предприятия объект недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на который оформлены после введения в действие Закона;
право на данный объект недвижимого имущества, возникшее до введения в действие Закона, при проведении государственной регистрации, возникших после введения в действие Закона перехода данного права на предприятие, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с предприятием.
Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу с 31 января 1998 года.
Договор "О безвозмездной передаче государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальному образованию "Ленский район" N 102 от 08 июня 2003 года был подписан значительно позднее.
Однако доказательств того, что переход права на предприятие был осуществлен как на имущественный комплекс, в деле не имеется.
Переданные в муниципальную собственность объекты недвижимости регистрировались пообъектно, а не как единый имущественный комплекс - предприятие (т.2, л.д.6-121).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет:
имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
доходов унитарного предприятия от его деятельности;
иных не противоречащих законодательству источников.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Из данных норм, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают у предприятия с момента государственной регистрации.
В данном случае, поскольку требования были основаны на факте передачи Государственного унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса" из государственной в муниципальную собственность как имущественного комплекса, то и доказательства должны были представляться соответствующие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Поскольку доказательств государственной регистрации перехода права собственности на предприятие как на единый имущественный комплекс в дело представлено не было, иск не подлежал удовлетворению.
Как уже указывалось выше, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу с 31 января 1998 года, договор "О безвозмездной передаче государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальному образованию "Ленский район" N 102 от 08 июня 2003 года был подписан значительно позднее, когда государственная регистрация уже должна была осуществляться, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что права на спорное недвижимое имущество не подлежали государственной регистрации, является несостоятельным.
Судом первой инстанции выводы были сделаны на том основании, что Муниципальное образование "Ленский район" Республики Саха (Якутия) обязалось в 3-х месячный срок с момента подписания передаточных актов объектов обеспечить внесение изменений в учредительные документы передаваемых объектов, связанных с изменением собственника и государственную регистрацию данных изменений в Уставах предприятий. Стороны данного договора установили, что право собственности на предприятия как имущественные комплексы (пункт 3.1) и права учредителя (пункт 6.1) переходит в муниципальную собственность с момента подписания передаточного акта.
При этом не было учтено, что права на недвижимое имущество все же необходимо было регистрировать (пункты 2.2.3, 2.2.4, 3.1 договора). Соответственно, и право хозяйственного ведения также должно быть зарегистрировано.
В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Договор "О безвозмездной передаче государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальному образованию "Ленский район" N 102 от 08 июня 2003 года касался предприятий как имущественных комплексов, в связи с чем подлежал государственной регистрации. До момента ее проведения он не является заключенным.
При таких обстоятельствах выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не основаны на имеющихся доказательствах, судом допущено нарушение норм материального права. На основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение в оспариваемой части подлежит отмене.
Государственная пошлина, не уплаченная истцом при подаче иска, а также не уплаченная ответчиком при подаче апелляционной жалобы, подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2011 года по делу N А58-1359/2011 в части удовлетворения иска и признания права собственности отменить. В удовлетворении иска в указанной части отказать.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1359/2011
Истец: ГУП "Дирекция единого заказчика по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса"
Ответчик: "Ленский район", Администрация муниципального образования "Ленский район", Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4134/12
17.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4134/12
03.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6507/11
18.11.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4249/11