г. Хабаровск |
|
18 ноября 2011 г. |
А73-6225/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубицыной Д. А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": представитель Аскенова И.М. по дов. от 20.01.2011 N 7/40;
от федерального государственного учреждения "Бочинская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился;
от Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 19.08.2011
по делу N А73-6225/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Малашкиным Д.Л.
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к федеральному государственному учреждению "Бочинская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, Российской федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 1 094 963 руб. 60 коп.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление"
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769) (далее - ОАО "ДГК", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному учреждению "Бочинская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072703001634) (далее - ФГУ "Бочинская КЭЧ района"), Российской федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ) о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде на сумму 913 992 руб. 99 коп., пени в сумме 180 970 руб. 61 коп. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "РЭУ").
Решением суда от 19.08.2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обороны РФ обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального и процессуального права, а также не полностью выяснены обстоятельства дела.
Министерство обороны РФ, ФГУ "Бочинская КЭЧ района", ОАО "РЭУ", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
Представитель ОАО "ДГК" в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Согласно заключенному между истцом и ответчиком государственному контракту на поставку тепловой энергии и горячей воды N 34/03311/00062 (с учетом протокола разногласий от 24.01.2011), ОАО "ДГК" (Поставщик) приняло обязательство подавать тепловую энергию и горячую воду через присоединенную сеть, а ФГУ "Бочинская КЭЧ района" (Заказчик-Абонент) принимать и оплачивать ее.
Оплата энергии предусмотрена разделом 7 контракта и производится до 08 числа месяца, следующего за расчетным, на основании выписанных поставщиком - теплоснабжающей организации платежных документов.
Согласно акта приема-передачи от 30.04.2011 N 3/4/1/020589, за период с 01.04.2011 по 30.04.2011 истцом поставлено тепловой энергии и горячей воды на сумму 913 992 руб. 99 коп., оплата ее не произведена.
В связи с этим истцом рассчитана пеня за просрочку оплаты в сумме 180 970 руб. 61 коп. и заявлен иск о взыскании указанных сумм с ФГУ "Бочинская КЭЧ района", а при недостаточности у него денежных средств, с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности представленными доказательствами.
В своей апелляционной жалобе Министерство обороны указывает на незаконность привлечения его к субсидиарной ответственности по долгам ФГУ "Бочинская КЭЧ района", ссылаясь на внесение изменений в статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которым с 01.01.2011 бюджетное учреждение несет самостоятельную ответственность по своим долгам.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 120 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, государственное или муниципальное учреждение могло быть бюджетным или автономным учреждением.
При этом, по обязательствам бюджетного учреждения, при недостаточности у него денежных средств, субсидиарную ответственность нес собственник его имущества.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в указанную статью внесены изменения, касающиеся, в частности, государственных и муниципальных учреждений. Так, в новой редакции статьи государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
При этом, при недостаточности денежных средств у казенного учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное и бюджетное учреждение отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ними собственником, так и приобретенным за счет выделенных собственником средств или за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Изменения, внесенные данным законом, вступили в силу с 01.01.2011.
При этом, пунктом 13 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлен переходный период с 01.01.2011 до 01.07.2012 для подготовки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, предусмотренных статьями 9.2, пунктом 2 статьи 13, пунктами 1.1 и 4 статьи 14, пунктом 2.1 статьи 16, пунктом 2 статьи 17.1, пунктом 5 статьи 18, пунктом 1 статьи 19.1 и пунктами 3.3, 3.5 и 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции настоящего Федерального закона), пунктом 5 статьи 79, абзацем девятнадцатым статьи 165, пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), частями 3.2, 3.3 и 3.4 статьи 2, частями 3, 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона от 3.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции настоящего Федерального закона), частями 2 - 4, 7, 16, 19, 20, 23 и 27 статьи 30, частями 1 - 3 и 15 статьи 31 настоящего Федерального закона и настоящей статьей.
Принятие указанных нормативных правовых актов должно обеспечить создание и реорганизацию существующих государственных и муниципальных учреждений, изменение типа бюджетного учреждения, с целью приведения его в соответствие с новой редакцией статьи 120 ГК РФ, утверждение их учредительных документов и уставов, решение вопросов увеличения уставного фонда, открытия и ведения лицевых счетов, бюджетных смет, их финансирования и наделения соответствующим имуществом для обеспечения возможности отвечать по своим долгам самостоятельно.
Также статьей 31 указанного закона установлено, что в целях приведения правового положения федеральных учреждений в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных настоящим Федеральным законом, статьей 30 и 33 настоящего Федерального закона и настоящей статьи следует создать в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральные казенные учреждения, изменив тип следующих федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования настоящего Федерального закона: управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований.
Таким образом, до приведения статуса федеральных учреждений в соответствие с новой редакцией статьи 120 ГК РФ, относить ранее созданное учреждение именно к бюджетному учреждению в понятии, введенном Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ, у суда нет оснований.
Также невозможно возложение ответственности на такое учреждение в силу того, что оно не наделено собственником соответствующим материальным комплексом для несения такой ответственности самостоятельно.
Ссылки заявителя жалобы на то, что главным распорядителем бюджетных средств может быть принято решение о предоставлении бюджетному учреждению, находящемуся в ведении этого органа или в ведении федерального органа исполнительной власти, подведомственного этому органу, субсидий из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса российской Федерации в переходный период, являются предположительными, в связи с чем не могут быть приняты во внимание. Доказательств принятия такого решения на сегодняшний день Министерством обороны РФ не представлено.
Кроме того, как указано выше, у суда отсутствуют сведения о том, что ФГУ "Бочинская КЭЧ района" после 01.01.2011 стало бюджетным учреждением.
Напротив, из содержания статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ следует, что учреждения, относящиеся к воинским частям Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другим войскам и воинским формированиям должны быть преобразованы в казенные учреждения.
В связи с этим, освобождение собственника ФГУ "Восточная КЭЧ района" от субсидиарной ответственности по его долгам в настоящее время, до окончания переходного периода, является преждевременным.
Материалами дела подтверждается наличие задолженности ответчика перед ОАО "ДГК" в размере 913 992 руб. 99 коп., в связи с чем истцом правомерно произведен расчет пени в сумме 180 970 руб. 61 коп.
Следовательно, при недостаточности у него денежных средств, задолженность следует взыскать за счет средств казны Российской Федерации.
Доводы Министерства обороны Российской Федерации со ссылкой на соглашение о порядке расчетов за тепловую энергию к государственному контракту от 01.02.2011, заключенному между истцом, ответчиком и ОАО "РЭУ", согласно которому последнее приняло на себя обязательство по оплате тепловой энергии, поставляемой на объекты Министерства обороны Российской Федерации, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанным соглашением стороны установили лишь иной порядок расчетов, с помощью ОАО "РЭУ", которое является техническим посредником в отношениях по перечислению денежных средств, поступающих от Министерства обороны Российской Федерации.
Каких-либо изменений в правах и обязанностях Поставщика и Заказчика-Абонента по государственному контракту на поставку тепловой энергии и горячей воды N 34/03311/00062 в связи с заключением данного соглашения не произведено, перевод долга на ОАО "РЭУ" не производился.
Таким образом, ФГУ "Бочинская КЭЧ района" является надлежащим ответчиком по делу.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба Министерства обороны Российской Федерации подлежит отклонению с оставлением решения суда без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.08.2011 по делу N А73-6225/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6225/2011
Истец: ОАО Дальневосточная генерирующая компания - ХТСК - Комсомольское отделение теплосбыт, ОАО ДГК - ХТСК - Комсомольское отделение теплосбыт
Ответчик: ФГУ "Бочинская КЭЧ района", ФГУ "Бочинская КЭЧ района" Министерства обороны РФ, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Третье лицо: ОАО "РЭУ", ФГУ "Бочинская КЭЧ района", ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4949/11