г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2011 г. |
Дело N А26-3551/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Зосим В.С. по доверенности от 11.07.2011 N 107,
от ответчика: Швец Н.А. по доверенности от 11.01.2011
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17401/2011) открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2011 по делу N А26-3551/2011 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
3-и лица: Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" филиал Карельский
о признании недействительными решения и предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 11, В, ОГРН 1031000052335, далее - заявитель, Общество, ОАО "ПКС") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1А, ОГРН 1021000526326, далее - ответчик, Управление, антимонопольный орган) от 14 апреля 2011 года и предписания N 03-16/61-2010/03-211 от 14 апреля 2011 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, 8А, далее - Комитет по тарифам) и открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, 43, ОГРН 1057810153400, далее - ОАО "ТГК N1").
Решением суда от 05.08.2011 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно поддержал вывод антимонопольного органа о том, что Обществом неправомерно взимается плата за проверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном, поскольку доказательств учета затрат на выполнение указанных работ при установлении тарифа на тепловую энергию в материалах дела не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители Общества и Управления поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва. Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что на просьбу открытого акционерного общества "ТГК-1" о направления специалиста для проверки готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации и составления акта повторного допуска Общество письмом от 03.09.2010 N 105.07-1/1765 сообщило, что проверка готовности узлов учета к эксплуатации осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, поскольку является дополнительной услугой и не входит в предмет договора на энергоснабжение.
На основании заявления о незаконности требований ОАО "ПКС" оплаты услуг по проверке готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации Управлением возбуждено дело N 03-16/61-2010 по признакам нарушения ОАО "ПКС" статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
По данным Комитета по тарифам при установлении тарифов на тепловую энергию для ОАО "ПКС" на 2008, 2009 и 2010 годы в соответствии с разделом 2.2.5 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 12.10.1999 N 74 (далее - Рекомендации) была учтена деятельность Общества по проверке готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном. Следовательно, потребители тепловой энергии ОАО "ПКС" оплачивают стоимость работ по проверке готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном через оплату полученной ими тепловой энергии по утвержденным уполномоченным органом тарифам.
Вместе с тем, представленная Обществом информация об оказании услуг "Вызов специалистов для повторного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии к отопительному сезону" свидетельствует о взимании в период 2008-2010 г.г. платы за такую услугу. Управлением установлено, что в 2008 году Общество за проверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном получило 1 225 650 руб., в 2009 году - 1 360 480 руб., в 2010 году - 1 513 850 руб.
В ходе рассмотрения дела Управление установило, что ОАО "ПКС", в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии на рынке по передаче тепловой энергии.
Решением от 14.04.2011 по делу N 03-16/61-2010 Управление признало в действиях Общества, занимающего доминирующего положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов потребителей тепловой энергии, имеющих узел учета тепловой энергии, путем необоснованного взимания с них платы за проверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном.
Во исполнение решения выдано предписание N 03-16/61-2010/03-2011 от 14.04.2011, которым Обществу указано прекратить злоупотребление доминирующим положением путем прекращения необоснованного взимания платы за проверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном; перечислить в федеральный бюджет сумму дохода в размере 3 997 230 руб., полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Решение и предписание Общество оспорило в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ целью этого Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как следует из оспариваемого решения Управления, в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ Управление вменило Обществу ущемление интересов потребителей тепловой энергии, имеющих узел учета тепловой энергии, путем необоснованного взимания с них платы за проверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном.
В соответствии с пунктом 1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования) основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, разработанные в соответствии с Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "Об электроэнергетике", определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
В пункте 2 Основ ценообразования дано определение регулируемой деятельности, как деятельности, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электричество (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования, пунктом 10.1 Методических указаний тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
1) средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
2) стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
При установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с пунктом 7.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя) допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации. При допуске в эксплуатацию узла учета представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета (пункт 7.4 Правил); учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя (пункт 7.5 Правил).
Проанализировав положения приведенных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оказать услугу по проверке готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации обязана энергоснабжающая организация, которая оказывает потребителю услуги по передаче тепловой энергии.
С учетом изложенного, суд также обоснованно указал, что проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, охватывается единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила N 109).
Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 7) на основании предложений об установлении тарифов, представленных организациями, в порядке, предусмотренном пунктом 8 означенных правил N 109.
Согласно пункту 16 Правил N 109 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами.
Согласно письму Комитета по тарифам от 27.01.2011 N ТА-4/92 в заключениях экспертной группы Комитета по делу об установлении тарифов на тепловую энергию ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" не указано об исключении расходов на выполнение спорных работ из необходимой валовой выручки. Этот вывод подтверждается содержанием протоколов заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 13.11.2009 N 169, от 12.11.2010 N 151.
Ссылка Общества на пункт 2.4 протокола от 13.11.2009 N 169 правомерно отклонена судом первой инстанции. В пункте 2 протокола указано: "Принять при расчете тарифа на тепловую энергию с учетом дополнительно представленных материалов:_ пункт 2.4 - Излишне полученные доходы, определенные только по статьям "Оплата труда" и "Отчисления на социальные нужды", в размере 26152, 3 тыс. руб., в том числе в тарифе на тепловую энергию в горячей воде - 26152, 3 тыс. руб.". Из расчета тарифа (том 2 л.д. 16) следует что означены расходы учтены при формировании необходимой валовой выручки, а, следовательно, при формировании тарифа.
Кроме того, следует признать обоснованными ссылки Комитета по тарифам на Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденные приказом Госстроя России от 12.10.1999 N 74 (далее - Рекомендации). Согласно разделу 2.2.5 Рекомендаций в перечень работ, выполняемых инженерами и техниками, включена проверка готовности к эксплуатации узлов учета тепловой энергии, в том числе при подготовке к отопительному сезону.
Как пояснил в судебном заседании представитель Общества, указанные работы выполняются штатными сотрудниками, без привлечения других работников для выполнения только этих работ.
Из содержания письма Комитета по тарифам от 27.01.2011 N ТА-4/92 также следует, что ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" учитывает при расчете нормативной численности работников численность контролеров-обходчиков, в обязанности которых входит снятие и запись показаний приборов учета, визуальный осмотр и проверка наличия и нарушения пломб на приборе учета, составление акта с представителями абонента. Численность работников, принимаемая для расчета тарифа, соответствует отчетным данным ОАО "ПКС".
Поскольку содержание работников учитывается при расчете тарифа, у суда не имеется оснований не согласиться с доводами Комитета по тарифам и Управления о том, что потребители тепловой энергии ОАО "ПКС" оплачивают стоимость работ по проверке готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном через оплату полученной ими тепловой энергии по утвержденным уполномоченным органом тарифам.
Эти выводы Обществом не опровергнуты. Как правильно указал суд первой инстанции, тарифы на тепловую энергию, действующие в спорный период, Обществом не оспаривались.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В связи с отклонением апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей подлежат отнесению на подателя жалобы - открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2011 по делу N А26-3551/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3551/2011
Истец: ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов, ОАО "Территориальная генерирующая компания N1", ОАО "Территориальная генерирующая компания N1" филиал Карельский