город Ростов-на-Дону |
|
15 ноября 2011 г. |
дело N А32-12994/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
при участии:
от истца - Горбкова И.Е. по доверенности от 30.09.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2011 по делу N А32-12994/2011,
принятое в составе судьи Суханова Р.Ю.,
по иску Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ОГРН 1047796261424)
к федеральному государственному учреждению санаторий "Юность" (ОГРН 1022302836654)
обществу с ограниченной ответственностью "Промтехэнергомаш-Дон" (ОГРН 1087746821227)
при участии третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора аренды от 16.09.2008 N 331-08Р
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее Минздравсоцразвития России) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному учреждению санаторий "Юность" (далее ФГУ санаторий "Юность"), обществу с ограниченной ответственностью "Промтехэнергомаш-Дон" (далее ООО "Промтехэнергомаш-Дон") о применении последствий недействительности ничтожной сделки договора аренды от 16.09.2008 N 331-08Р, обязании ООО "Промтехэнергомаш-Дон" освободить занимаемые нежилые помещения, площадью 166,2 кв.м., расположенные по адресу: г.Сочи, Хостинский район, ул.Дорога на Большой Ахун, д. 14, корп. 2 и передать их ФГУ санаторий "Юность".
Исковые требования мотивированы тем, что договор заключен без согласия собственника в лице Минздравсоцразвития России и с нарушением положений ст.ст. 3, 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 г.. N 124-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2011 г.. исковые требования удовлетворены, применены последствия недействительности ничтожной сделки договора - аренды от 16.09.2008 N 331-08Р в виде обязания ООО "Промтехэнергомаш-Дон" освободить занимаемые нежилые помещения, площадью 166,2 кв.м., расположенные по адресу: г.Сочи, Хостинский район, ул.Дорога на Большой Ахун, д.14, корп.2 и передать их ФГУ санаторий "Юность".
Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2011 в установленном гл.34 АПК РФ порядке, просило решение отменить, в иске отказать. Жалоба мотивирована тем, что устав ФГУ санаторий "Юность", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 23.09.2009 N 774, согласно которому последний осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за санаторием на праве оперативного управления, на момент заключения спорного договора не действовал.
Из п.5.5 Положения о Минздравсоцразвития России следует, что полномочия собственника по распоряжению имуществом должны быть специально оговорены в соответствующих федеральных законах, актах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации. Полномочия Минздравсоцразвития России были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537.
Судом не учтено, что истец не представил доказательств того, что в период заключения договора аренды от 16.09.2008 г.. N 331-08Р Минздравсоцразвития России осуществлял полномочия собственникам в отношении спорного федерального имущества. Согласовывая спорный договор Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае руководствовалось Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 01.02.2005 г.. N 37.
В отзыве на апелляционную жалобу Минздравсоцразвития России указал, что договор N 331-08Р о передаче объектов федерального недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления от 16.09.2008 г.. заключенный ФГУ санаторий "Юность" и ООО "Промтехэнергомаш-Дон" является ничтожным, поскольку заключен без согласия лица, осуществляющего полномочия собственника имущества - Минздравсоцразвития России и с нарушением ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу не признал по основаниям, изложенным в отзыв.
Дело рассмотрено в порядке п.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 16 сентября 2008 года между ФГУ санаторий "Юность" (арендодатель) и ООО "Промтехэнергомаш-Дон" (арендатор), с согласия Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю, подписан договор аренды имущества закрепленного за учреждением на праве оперативного управления N 331-08Р, в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения расположенные по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Дорога на Большой Ахун, д. 14, лит. В, корпус N 2 (дача "Сосновка"), согласно техническому паспорту на здание (от 24.03.2006), для использования под осуществление лечебно-санаторной деятельности, в состоянии соответствующем условиям договора и их назначению (пункт 1.1 договора).
Общая площадь, передаваемых в аренду помещений - 166,2 кв.м., в том числе: основная 126,7 кв. м., вспомогательная 39,5 кв.м. (пункт 1.2 договора).
Срок договора аренды установлен с 01.09.2008 по 01.09.2057 (пункт 1.3 договора). Согласно представленному в материалы дела акту приема-передачи от 01.09.2008 арендодатель передал арендатору нежилые помещения (л.д. 63).
Считая договор аренды недействительным, Минздравсоцразвития России обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296, пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, данными в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 23), ФГУ санаторий "Юность" было вправе распорядиться закрепленным за ним недвижимым имуществом путем его передачи в арендное пользование лишь с согласия собственника имущества.
Содержащиеся в решении суда первой инстанции выводы основаны на положениях Постановлений Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200, от 27.11.2004 N 691, 05.06.2008 N 432, от 30.06.2004N325, от 02.06.2008 N 423.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", а также подпунктом "б" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом", п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432) установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В силу пункта 5.3 Положения утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений.
В корреспонденции с указанными постановлениями Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (далее Росздрав) было наделено полномочиями собственника в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным названному агентству (пункт 5.2 Положения "О Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 325).
Как следует из пункта 1.1 Устава ФГУ санаторий "Юность", ранее учреждение именовалось как государственное учреждение Санаторий "Юность" Черноморского зонального Управления специализированных санаториев Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2005 г.. N 32-р Санаторий "Юность" Черноморского зонального управления специализированных санаториев Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.Сочи, Краснодарский край было включено в перечень подведомственных Росздраву федеральных государственных учреждений (п. 215).
Пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента РФ от 30.05.2008 N 863) Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации переданы функции упраздняемого Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, курортного дела, по профессиональной переподготовке, повышению квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда.
Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства") в подпункт 5.5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.. N 321, был изложен в следующей редакции: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляет:
- функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций;
- в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.
Распоряжением Правительства РФ от 10.09.2008 N 1300-р ФГУ санаторий "Юность" включен в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России.
Согласно п.1.1 устава ФГУ санаторий "Юность" учредителем учреждения является Российская Федерация, полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Министерство и Росимущество осуществляют в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.
Таким образом, с 2005 года ФГУ санаторий "Юность" находилось в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав), функции которого впоследствии были переданы Минздравсоцразвития России.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости получения согласия Минздравсоцразвития России на совершение оспариваемой сделки.
Согласно п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Правила организации и проведения торгов установлены положениями статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления от 30.06.1998 N 685 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 N 156 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным имуществом и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 702") установлено, что кроме случаев, перечисленных в подпунктах "а" - "д" данного пункта, заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке,6 установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
При этом передача в аренду нежилых помещений в данном случае не относилась к исключениям, перечисленным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 3 постановления от 30.06.1998 N 685 (в редакции постановления от 23.03.2006 N 156).
Общее правило о необходимости передачи государственного имущества в арендное пользование посредством проведения торгов сохранило свою силу и в настоящее время. Вопросы заключения договоров аренды федерального государственного имущества через процедуру торгов стали регулироваться актом большей юридической силы - статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (за изъятиями, предусмотренными законодательством о защите конкуренции), введенной в действие Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", после вступления в силу которого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 901 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным имуществом" был признан утратившим силу пункт 3 постановления от 30.06.1998 N 685.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что при заключении оспариваемого договора аренды торги не проводились. Данный вывод суда первой инстанции материалами дела не опровергается и участвующими в деле лицами не оспаривается.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из материалов дела следует, что договор аренды N 331-08Р о передаче объектов федерального недвижимого имущества закрепленного за учреждением на праве оперативного управления от 16.09.2008 заключен ФГУ санаторий "Юность" и ООО "Промтехэнергомаш-Дон" без согласия лица, осуществляющего полномочия собственника имущества предприятия - Минздравсоцразвития России и с нарушением ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом изложенного договор от 16.09.2008 N 331-08Р является ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ. Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При таких обстоятельствах, заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2011 по делу N А32-12994/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Х. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12994/2011
Истец: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Ответчик: ООО "Промтехэнергомаш-Дон", ФГУ санаторий "Юность"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю, ТУ федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ростовской области