г. Чита |
|
08 ноября 2011 г. |
Дело N А19-11603/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 августа 2011 года по делу N А19-11603/2011, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" (ОГРН 1023800732878, ИНН 3801079671) к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (ОГРН 1083818000133, ИНН 3818023395) об отмене постановления о назначении административного наказания, (суд первой инстанции Сураева О.П.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" (ООО "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (административный орган) об отмене постановления от 6 мая 2011 года N 103-38-17/11 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 августа 2011 года заявленные требования удовлетворены. Постановление Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству от 06.05.2011 г.. N 103-38-17/11 о назначении административного наказания в отношении общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, признано незаконным и отменено полностью. В обоснование суд указал, что нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, носят существенный характер, так как не позволили административному органу рассмотреть дело всесторонне, полно и с учетом возможных возражений со стороны защитника заявителя. Данное нарушение является неустранимым. Нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. Допущенные нарушения процедуры наложения административного взыскания являются существенными, в связи с чем, взыскание применено незаконно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, рассмотреть дело по существу. В обоснование указано, на отсутствие процессуальных нарушений со стороны административного органа, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество было извещено надлежащим образом.
Представители Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству и ООО "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От ООО "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение Арбитражного суда Иркутской области по настоящему делу оставить без изменения апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в период с 14.04.2011 по 20.04.2011, Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству во исполнение распоряжения от 06.04.2011 г. N 32-ра была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лесного законодательства ООО "Восточно - Сибирские магистральные нефтепроводы" трубопровода с 981,6 километра трассы нефтепровода в квартале 460 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи до 853 километра трассы нефтепровода в квартале 55 Киренского лесничества Киренского участкового лесничества Алексеевской дачи.
В ходе проверки было выявлено, что обществом допущено нарушение пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, выразившееся в следующем: переезд для пожарной техники через трубопровод расположенный на участке 978 км - 977 км трассы нефтепровода в квартале 464 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи следующий от него расположен через 10 км. Между 968 км - 967 км трассы нефтепровода в квартале 95 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи. Переезды для пожарной техники через трубопровод, расположенный между 909 км - 908 км трассы нефтепровода в квартале 359 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи следующий от него расположен через 14 км. Между 894 км - 893 км трассы нефтепровода в квартале 147 Киренского лесничества Чайского участкового лесничества Сполошинской дачи.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20.04.2011 г. N 22-38-17/11.
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "Восточно-Сибисркие магистральные нефтепроводы" государственным лесным инспектором составлен протокол об административном правонарушении N 103-38-17/11 от 22.04.2011 г.. по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
На основании указанного протокола административным органом 06.05.2011 вынесено постановление N 103-38-17/11 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии законного представителя юридического лица.
В целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (далее - Постановление), при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а также не оспаривается административным органом протокол об административном правонарушении от 22.04.2011 N 103-38-17/11 составлен в отсутствии законного представителя общества.
Так уведомление N 22-38-17/11 о назначении времени и места составления протокола об административной ответственности на 22.04.11 было направлено 21.04.2011 (то есть за один день до составления протокола) заказным письмом и получено заявителем 25.04.2011 (то есть после составления протокола об административном правонарушении), что подтверждается штампом входящей корреспонденции общества N 12275 на сопроводительном письме.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 24.1 Постановления, при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом.
Из представленного в материалы дела отчета об отправке, с отметкой о передаче документа факсимильной связью 21.04.2011 не усматривается, какой документ был направлен факсимильной связью, а также не усматривается, что документ направлялся именно ООО "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы". Доказательств принадлежности обществу телефонного номера 83953300706 в материалы дела не представлено.
Кроме того из материалов дела следует, что уведомление от 25.04.2011 г.. N 53-38-17/11 о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 06 мая 2011 г.. в 10 час. 00 мин. было получено ООО "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" 04 мая 2011 года, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении заказного письма, и зарегистрировано Обществом 05.05.2011, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 13338 на сопроводительном письме (то есть за день до рассмотрения дела об административном правонарушении).
Поскольку рассмотрение административного дела было назначено по месту нахождения Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству в г. Киренске на 06.05.2011 на 10 час. 00 мин., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что общество объективно не имело возможности обеспечить присутствие своего представителя и воспользоваться своими правами, предоставленными ст. 28.2 КоАП РФ.
Доказательств того что административным органом были предприняты достаточные меры по надлежащему уведомлению ООО "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" о времени и дате рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, либо, что лицо, привлекаемое к ответственности, уклонялось от получения извещения либо умышленно не использовало свои процессуальные права в материалы дела не представлено.
Представленный в материалы дела акт передачи факсимильной связью уведомления N 22-38-17/11 от 20.04.2011 не подтверждает с достоверной точностью факт надлежащего извещения общества. При том, как уже указывалось выше принадлежность ООО "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" телефонного номера 83953300706 административным органом не доказана.
Согласно пункту 10 Постановления нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований, выразившиеся в составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу в отсутствие законного представителя Общества, не извещенного надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным и отменил постановление от 06.05.2011 N 103-38-17/11 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены поскольку не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что размер административного штраф, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 августа 2011 года по делу N А19-11603/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11603/2011
Истец: ООО "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы", ООО "Восточно-Сибирские Магистральные нефтепроводы" (ООО "Востокнефтепровод")
Ответчик: Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3927/11