г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2011 г. |
Дело N А56-38534/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайлюк Е. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16746/2011) общества с ограниченной ответственностью "Ковбой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2011 по делу N А56-38534/2011 (судья Синицына Е. В.), принятое
по заявлению ООО "Ковбой", место нахождения: 196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, пер. Мичурина, участок 1, ОГРН 1027809017389
к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
при участии в заседании:
от заявителя: Гордеева С. М., Иванов А. В. - по доверенности от 15.08.2011
от заинтересованного лица: Жуков И. В. - по доверенности от 11.01.2011 N 02-7/11-0-0
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ковбой" (место нахождения: 196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, пер. Мичурина, участок 1, ОГРН 1027809017389) (далее - общество, заявитель, ООО "Ковбой") обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города Санкт-Петербурга (далее - Комитет, административный орган) от 16.06.2011 N 005-2011/П-211-405 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.09.2011 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что выводы суда о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу ООО "Ковбой" не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.04.2011 Прокуратурой Пушкинского района Санкт-Петербурга с привлечением специалиста Комитета проведена проверка соблюдения Обществом природоохранного законодательства на принадлежащем заявителю на основании договора аренды от 13.04.2007 N 24/ЗК-01963 земельном участке, расположенном по адресу: 196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, пер. Мичурина, участок 1.
В ходе проверки было установлено, что Общество производит накопление отходов:
- мусора от бытовых помещений организации несортированного, образующегося в результате жизнедеятельности сотрудников Общества, накапливаемого в контейнере;
- навоза конского свежего, накапливаемого на момент проверки на бетонных плитах, расположенных рядом с конюшней.
При этом выявлено, что процесс накопления отходов осуществляется Обществом с нарушениями положений пунктов 2 и 3 статьи 14, пункта 3 статьи 18, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), выразившимися в не отнесении отходов (навоза конского свежего) к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным законом, не составлении паспорта на отходы (навоз конский свежий), не соблюдении порядка ведения учета и предоставления отчетности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лица и размещенных отходов, а также в осуществлении сброса отходов производства на почву.
Результаты проведенной проверки зафиксированы в отчете от 05.04.2011 N 005-2011/Отч-124 с приложением фотоматериалов.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, 18.05.2011 заместителем прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направлении материалов дела в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города Санкт-Петербурга для рассмотрения.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Комитетом вынесено постановление 16.06.2011 N 005-2011/П-211-405, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Ковбой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения ООО "Ковбой" к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.07.2011 N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58-157-58АЖ определил правовую позицию, в соответствии с которой субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования названного Закона, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Постановлением Правительство Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" определено, что паспортизацию опасных отходов проводит Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), который представляет из себя перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
Отходы содержания, убоя и переработки животных и птиц включены в данный каталог с присвоением кода 13000000 00 00 0, который определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, при этом тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).
Соответственно включенные в указанный каталог навоз конский свежий с кодом 13100405 03 00 4 относится к IV классу опасности, навоз конский перепревший с кодом 13100405 01 00 5 относится к V классу опасности.
Материалами дела подтверждается, что в процессе хозяйственной деятельности - содержание лошадей и обучение конному спорту ООО "Ковбой" осуществляет сбор и размещение отходов IV и V классов опасности (свежего и перепревшего навоза конского).
Довод заявителя о том, что Общество не осуществляет деятельность, в процессе которой образуются отходы (навоз конский свежий), не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку носит формальный характер и опровергается имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, в том числе уставом ООО "Ковбой", договором аренды земельного участка от 13.04.2007 N 24/ЗК-01963 для размещения конно-спортивной школы и отчетом проверки от 05.04.2011 N 005-2011/Отч-124 с приложением фотоматериалов.
В связи с чем апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом в соответствии со статьей 68 АПК РФ представлены в материалы дела исчерпывающие доказательства факта осуществления Обществом деятельности, в процессе которой образуются отходы - навоз конский свежий.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Из материалов дела усматривается и заявителем не отрицается, что процесс накопления отходов - навоза конского свежего осуществляется Обществом без отнесения отхода к конкретному классу опасности и без оформления паспорта опасного отхода, ведение учета и предоставление отчетности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лица и размещенных отходов - навоза конского свежего не производится. Кроме того, расположенная на бетонном основании площадка хранения навоза конского свежего не огорожена герметичными щитами, специальными устройствами для отвода поверхностных стоков также не оборудована, что приводит к попаданию отходов на почву и не исключает загрязнение сточных вод.
Довод подателя жалобы об отсутствии обязанности по составлению паспорта на отход (навоз конский свежий) и отнесению его к конкретному классу опасности в силу отсутствия права собственности на лошадей, со ссылкой на статью 4 Закона N 89-ФЗ, признается апелляционной коллегией ошибочным и основанным на неправильном толковании норм права.
Закрепляя вышеназванные обязанности юридических лиц в статьей 11 Закона N 89-ФЗ, законодатель исходил непосредственно из факта эксплуатации последними предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, вне зависимости от права собственности на образующиеся отходы.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Судом также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 сентября 2011 года по делу N А56-38534/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ковбой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.И. Есипова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38534/2011
Истец: ООО "Ковбой"
Ответчик: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт-петербурга
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16746/11