г. Саратов |
|
17 ноября 2011 г. |
Дело N А12-8399/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2011 года
по делу N А12-8399/2011, принятое судьей Пятерниной Е.С.,
по заявлению Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области
к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Городищенская птицефабрика", индивидуальный предприниматель Парфенов М.Б.
о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2011 г.. удовлетворены уточненные в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области (далее - КУГИ администрации Волгоградской области, Комитет) о восстановлении срока на обжалование действий Управления "Роснедвижимости" по Волгоградской области (правопреемник Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054; о признании действий Управления "Роснедвижимости" по Волгоградской области (правопреемник Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054 незаконными, как несоответствующие ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 30.06.2006) (далее - Закон N 28-ФЗ); об обязании Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Волгоградской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Волгоградской области) восстановить положение, существовавшее до нарушения права, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:34:020002:0054.
Суд восстановил КУГИ администрации Волгоградской области срок на обжалование действий Управления "Роснедвижимости" по Волгоградской области (правопреемник Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054, признал действия Управления "Роснедвижимости" по Волгоградской области (правопреемник Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054 незаконными, как несоответствующие ст. 19 N 28-ФЗ, и обязал ФБУ "Кадастровая палата" по Волгоградской области восстановить положение, существовавшее до нарушения права, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:34:020002:0054.
Производство по делу в части восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020002:0052 и 34:34:020002:0053 прекращено в связи с отказом Комитета от требований в указанной части.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области), не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ФБУ "Кадастровая палата" по Волгоградской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.01.2006 г.. зарегистрировано право собственности Волгоградской области на земельный участок площадью 274733, 2 кв.м с кадастровым (условным) номером 34:34:020002:0015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 34 АА N 229331.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0015 Управлением "Роснедвижимости" по Волгоградской области 05.07.2006 г.. были поставлены на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 157494 кв. м с кадастровым номером 34:34:020002:0052 и земельный участок площадью 117250 кв. м с кадастровым номером 34:34:020002:0053.
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 06.09.2006 г.. N 903-р утвержден раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0015 на земельные участки с кадастровым номером 34:34:020002:0052 и с кадастровым номером 34:34:020002:0053.
18.12.2006 г.. зарегистрировано право собственности Волгоградской области на земельные участки площадью 157494 кв. м с кадастровым номером 34:34:020002:0052 и площадью 117250 кв. м с кадастровым номером 34:34:020002:0053, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 34 АА N 626355, серии 34 АА N 626354.
12.10.2010 г.. на основании договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Волгоградской области от 01.09.2010 N 23/10, право собственности за земельный участок 157494 кв. м с кадастровым номером 34:34:020002:0052 зарегистрировано за ООО "Городищенская птицефабрика", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 34 АА N 042694.
22.01.2009 г.. КУГИ администрации Волгоградской области письмом N 10-16/392 разрешил ООО "ЭКСТОР" проведение кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером 34:34:020002:0053, подрядчиком по проведению кадастровых работ у ООО "ЭКСТОР" является ООО "Вектор".
15.02.2011 г.. КУГИ администрации по Волгоградской области получено письмо ООО "Вектор", в котором указано, что в результате межевания земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0053 сформированы земельные участки, однако ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области отказывается в проведении кадастрового учета ввиду того, что границы вновь образованных земельных участков пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054. В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 34:34:020002:0054 был поставлен на государственный кадастровый учет 19.09.2006 г.. путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:020002:0052 и 34:34:020002:0053.
Комитет, считая, что действия Управления по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054 произведены неправомерно с нарушением требований действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Волгоградской области, обратился в арбитражный суд Волгоградской области с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемые действия Управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы КУГИ администрации по Волгоградской области.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции правомерной и обоснованной.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным действия государственного органа, исходя из содержания ч.2 ст. 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 43 Земельного кодекса Российской Федерации правом распоряжаться своим земельным участком, в том числе совершать какие-либо действия по его кадастровому учету, разделу, объединению с другими земельными участками, принадлежит собственнику земельного участка, иному законному владельцу.
Статьей 1 Закона N 28-ФЗ, действовавшего на момент осуществления оспариваемых действий по проведению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054, установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона N 28-ФЗ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Пунктом 2 ст. 19 Закона N 28-ФЗ установлено, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В силу п. 6 ст. 19 Закона N 28-ФЗ проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
На момент постановки земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054 на государственный кадастровый учет функцию по ведению кадастра объектов недвижимости осуществляла Роснедвижимость (пункты 1, 5.4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418). Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г.. N 1847 соответствующие полномочия переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области упразднено. Согласно пунктам 4 и 5 Указа Президента Российской Федерации функции упраздняемого Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, которая является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 34:34:020002:0054 был поставлен Управлением "Роснедвижимости" по Волгоградской области 19.09.2006 г.. на государственный кадастровый учет на основании заявки ООО "Городищенская птицефабрика" об объединении земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:020002:0052 и 34:34:020002:0053.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что 18.12.2006 г.. зарегистрировано право собственности Волгоградской области на земельные участки площадью 157494 кв. м с кадастровым номером 34:34:020002:0052 и площадью 117250 кв. м с кадастровым номером 34:34:020002:0053, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 34 АА N 626355, серии 34 АА N 626354.
Таким образом, по состоянию на 19.09.2006 г.. (дата постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054) ООО "Городищенская птицефабрика" не могли быть представлены правоустанавливающие документы на спорные земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:020002:0052 и 34:34:020002:0053, поскольку данные документы отсутствовали.
Собственник спорных земельных участков с заявкой в орган кадастрового учета об объединении земельных участков не обращался и не выражал тем или иным способом волю на объединение земельных участки с кадастровыми номерами 34:34:020002:0052 и 34:34:020002:0053.
Кроме того, что заявка на проведение государственного кадастрового учета земельных участков подана ООО "Городищенская птицефабрика", которое на тот момент не являлось правообладателем спорных земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:020002:0052 и 34:34:020002:0053.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Управления "Роснедвижимости" по Волгоградской области (правопреемник Управление Росреестра" по Волгоградской области) по объединению земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:020002:0052 и 34:34:020002:0053 и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054 являются незаконными.
Как установлено судом, и данный факт подтверждается материалами дела, в настоящее время в земельном кадастре учтены три земельных участка с кадастровыми номерами 34:34:020002:0052, 34:34:020002:0053, 34:34:020002:0054, что противоречит установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 г.. N 660 Правилам присвоения кадастровых номеров земельным участкам.
Объединенный земельный участок с кадастровым номером 34:34:020002:0054 включает в себя два существующих земельных участка, а именно - земельный участок с кадастровым номером 34:34:020002:0053, принадлежащий Волгоградской области (право собственности зарегистрировано 18.12.2006) и земельный участок с кадастровым номером 34:34:020002:0052, принадлежащий ООО "Городищенская птицефабрика" (право собственности зарегистрировано 12.10.2010).
Согласно сообщения Управления Росреестра по Волгоградской области от 10.05.2011 г.. N 01/342/2011-96 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 34:34:020002:0054.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 34:34:020002:0054 противоречит сведениям государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором зарегистрированы права на земельный участок с кадастровым номером 34:34:020002:0053, принадлежащий Волгоградской области, земельный участок с кадастровым номером 34:34:020002:0052, принадлежащий ООО "Городищенская птицефабрика", и нарушает права и законные интересы КУГИ администрации Волгоградской области и ООО "Городищенская птицефабрика" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия Управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы КУГИ администрации по Волгоградской области, в связи с чем правомерно обязал Управление восстановить положение, существовавшее до нарушения права.
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", а так же совместным приказом Управления Росреестра по Волгоградской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 30.06.2010 N 241-п/323, ФГУ "Земельная кадастровая палата" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости с 01.07.2010.
Согласно Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 N П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата", Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Волгоградской области.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 34:34:020002:0054 должна быть возложена на ФБУ "Кадастровая палата" по Волгоградской области.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
Комитет в обоснование причин пропуска срока для обращения в суд ссылается на то, что об оспариваемых действиях органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:34:020002:0054 узнал только 15.02.2011 г.. из письма ООО "Вектор", в связи с чем, принял меры по направлению запросов в регистрирующие органы в отношении спорных земельных участков. 10.05.2011 г.. Управлением Росреестра по Волгоградской области были представлены соответствующие ответы.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно признал уважительной причину пропуска КУГИ администрации Волгограда срока подачи заявления, и удовлетворил ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции при вынесении решения полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального или процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "23" сентября 2011 года по делу N А12-8399/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8399/2011
Истец: Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области
Ответчик: Управление Росреестра по Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ФБУ "Земельная кадастровая палата"по Волгоградской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Волгоградской области
Третье лицо: ИП Парфенов М. Б., ООО "Городищенская птицефабрика"
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8366/11