город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2011 г. |
дело N А53-12016/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цатуряном Р.С.,
при участии:
от заинтересованного лица: представитель Мищанская Ольга Викторовна (доверенность от 06.09.2011 N 08-09/019018),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Казаченко Г.Б.) от 07 сентября 2011 года по делу N А53-12016/2011
по заявлению Дударенок Станислава Станиславовича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону,
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
учредитель общества с ограниченной ответственностью "Медицина Плюс" Дударенок Станислав Станиславович обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 09.06.2011 и обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и осуществить государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Медицина Плюс".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2011 заявление Дударенок С.С. удовлетворено в полном объеме.
Суд пришел к выводу о том, что учредителем общества с ограниченной ответственностью "Медицина Плюс" в налоговый орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) и необходимые для государственной регистрации юридического лица при создании; у налогового органа отсутствовали основания для отказа в регистрации общества.
Довод представителя налогового органа в обоснование законности отказа о том, что сведения об учредителях - физических лицах представлены на одном листе Б, в то время как фактически лист Б состоит из 2 страниц, суд первой инстанции отклонил, указав, что форма подачи заявления Р11001 соблюдена, заявление по данной форме представлено в виде единого документа с приложением необходимого одного листа Б, как и было указано в пункте 4.2. заявления о государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Медицина Плюс" при создании, но состоящего из двух страниц, что не противоречит утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 форме Р11001 "О государственной регистрации юридического лица при создании".
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Дударенок С.С. в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что заявление Дударенок С.С. предоставлено в регистрирующий орган с нарушениями требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, а именно в пункте 4.2 заявления, содержащем сведения о физическом лице, указано количество листов один, однако к заявлению подшито два листа. При таких обстоятельствах сведения, указанные в заявлении носят неактуальный, недостоверный характер, а заявление считается непредставленным в регистрирующий орган.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, представителя не направил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.05.2011 единственным учредителем Дударенок С.С. было принято решение N 1 (т. 1, л.д. 36) о создании общества с ограниченной ответственностью "Медицина Плюс" с местом нахождения: г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 49, офис 301.
02.06.2011 налоговым органом от учредителя Дударенок С.С. получено заявление по форме N Р11001 о государственной регистрации указанного общества. В качестве приложения к заявлению представлены: заявление о создании, устав, решение о создании юридического лица, документ об уплате государственной пошлины, сопроводительное письмо (т. 1, л.д. 35).
Решением налогового органа от 09.06.2011 отказано в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Медицина Плюс" в качестве юридического лица. В ходе проведения контрольных мероприятий налоговым (регистрирующим) органом выявлено, что в пункте 4.2. сведений о физическом лице указано количество листов - один, однако к заявлению подшито два листа. При таких обстоятельствах налоговый орган пришел к выводу о том, что сведения указанные в заявлении носят неактуальный, недостоверный характер, соответствующие строки заявления считаются заполненными недолжным образом, а само заявление - не представленным в регистрирующий орган (т. 1, л.д. 6).
При отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Медицина Плюс" налоговый орган сослался в оспариваемом решении на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Считая указанное решение налогового органа незаконным, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 9 Закона о государственной регистрации в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 9 Закона о государственной регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии со статьей 12 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявителем в налоговый орган были представлены все необходимые для осуществления регистрации документы.
Довод апеллянта о том, что заявление Дударенок С.С. предоставлено в регистрирующий орган с нарушениями требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, а именно в пункте 4.2 заявления, содержащем сведения о физическом лице, указано количество листов один, однако к заявлению подшито два листа, вследствие чего, заявление считается непредставленным в регистрирующий орган, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Из представленных в материалы дела документов следует, что учредителем общества с ограниченной ответственностью "Медицина Плюс" является одно физическое лицо - Дударенок Станислав Станиславович.
Сведения об учредителе общества указаны заявителем на листе Б, который физически расположен на двух отдельных листах, имеющих чистую вторую сторону. Второй лист в заголовке имеет указание на страницу 2 листа Б заявления.
Форма заявления N Р11001, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", в пункте 3.2 предполагает указание на количество учредителей физических лиц создаваемого юридического лица. При этом сведения об учредителях - физических лицах указываются на листе Б.
На каждого учредителя, заполняется отдельно лист Б, при этом лист Б состоит из страниц.
В письме Федеральной налоговой службы России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ разъяснено, что форма N Р11001 не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, в связи с чем обществам с ограниченной ответственностью в случаях внесения в ЕГРЮЛ сведений, указанных в подпункте "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, до утверждения новых форм рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС РФ www.nalog.ru.
Пункт 4.2 формы N Р11001, рекомендованной ФНС РФ, требует указания количества листов Б. При этом лист Б в указанной форме состоит также из двух страниц.
В сносках указанной формы дается пояснение о том, что в отношении каждого учредителя заполняется отдельный лист Б.
Таким образом, количество листов Б, по сути, отражает количество учредителей - физических лиц создаваемого юридического лица.
В таком случае, отражение сведений о единственном учредителе юридического лица на двух физически разных листах при условии указания на лист Б в количестве одного и на вторую страницу листа Б не может служить достаточным основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 сентября 2011 года по делу А53-12016/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12016/2011
Истец: Дударенок С. С., Дударенок Станислав Станиславович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11989/11