г. Томск |
|
18 ноября 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 15.09.2011 года по делу N А27-9903/2011 (судья Тимошенко Л.С.)
по иску Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10)
к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа N 23" (ИНН 4220013316, ОГРН 1024201753190)
о взыскании 531, 86 рублей,
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) (далее по тексту - ГУ - КРОФСС РФ, истец, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 23" (далее по тексту - МОУ "ООШ N 23") 531, 86 рублей недоимки.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.09.2011 года в удовлетворении заявленного ГУ - КРОФСС РФ требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт изменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что МОУ "ООШ N 23" должно было предоставить документальное подтверждение целевого использования денежных выплат на методическую литературу.
Подробно доводы ГУ - КРОФСС РФ изложены в апелляционной жалобе.
В представленных до начала судебного заседания отзыве и возражениях МОУ "ООШ N 23" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. В отзыве на апелляционную жалобу МОУ "ООШ N 23" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ГУ - КРОФСС РФ проведена выездная проверка МОУ "ООШ N 23" правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2010 год.
По результатам проверки составлен акт от 25.03.2011 N 10000019осс/в и принято решение от 21.04.2011 N 19осс/в о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому МОУ "ООШ N 23" привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 26, 92 рублей, также МОУ "ООШ N 23" начислены пени в сумме 0, 88 рублей и предложено уплатить недоимку в сумме 531, 86 рублей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод ГУ - КРОФСС РФ о занижении базы для начисления страховых взносов, поскольку МОУ "ООШ N 23" не подтверждено документально целевое использование ежемесячной компенсации педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 рублей в месяц.
На основании решения от 21.04.2011 N 19осс/в ГУ - КРОФСС РФ выставило МОУ "ООШ N 23" требование от 12.05.2011 N 19осс/в об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафа в общей сумме 559, 66 рублей.
МОУ "ООШ N 23" указанную сумму в добровольном порядке не уплатило.
Сумма ко взысканию 531, 86 рублей, заявленная ГУ - КРОФСС РФ, представляет собой сумму недоимки.
Принимая обжалуемое решение, Арбитражный суд Кемеровской области обоснованно исходил из следующего.
Исчисление и уплата страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, регулируется Законом N 212-ФЗ.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 указанного закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее по тексту - Закон "Об образовании") установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 года в пункт 8 статьи 55 Закона "Об образовании" внесены изменения Федеральным законом N 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
В пункте 8 статьи 55 Закона "Об образовании" не установлено каких-либо ограничений о том, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация, за исключением указания на то, что выплаты должны быть произведены педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) и что компенсация является ежемесячной.
Из положений статьи 55 Закона "Об образовании" не следует, что предусмотренная для педагогов выплата является компенсацией фактически понесенных ими в связи с исполнением трудовых обязанностей затрат. В Законе "Об образовании" определены цели, для осуществления которых выплачивается ежемесячная денежная компенсация - в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
Таким образом, в данном случае речь не идет о возмещении данной выплатой работнику понесенных им расходов в соответствующем размере. Компенсационный же характер выплат связан с тем, что педагогические работники, исходя из норм Закона "Об образовании", при исполнении профессиональных обязанностей имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, обязаны предпринимать меры, направленные на обеспечение учебного процесса, на повышение квалификации и др.
Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона "Об образовании", независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
При этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2011 по делу N А56-50538/2010.
Соответствующие доводы апеллянта судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку ГУ - КРОФСС РФ освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.09.2011 года по делу N А27-9903/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9903/2011
Истец: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 10, ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N10
Ответчик: МОУ основная образовательная школа N23, муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа N 23"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8729/11