город Москва |
|
18 ноября 2011 г. |
Дело N А40-24250/11-109-135 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 18 ноября 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деева А.Л.
судей: Крыловой А.Н., Пирожкова Д.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыковой К.С.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ОБИ Франчайзинговый центр" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2011 по делу N А40-24250/11-109-135 по иску Общества с ограниченной ответственностью "ОБИ Франчайзинговый центр" (ИНН 7710439772, ОГРН 1027710013033) к Обществу с ограниченной ответственностью "АККО" (ИНН 7734500881, ОГРН 1037739807456) о взыскании долга.
при участии в судебном заседании:
от истца: Голубева Т.Г. по доверенности N 521 от 06.10.2011;
от ответчика: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОБИ Франчайзинговый центр" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "АККО" о взыскании долга.
Решением от 18.07.2011 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил исковое заявление частично, в остальной части иска было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ОБИ Франчайзинговый центр" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции истец ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании заявитель доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить в части, апелляционную жалобу - удовлетворить.
ООО "АККО", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой заявителем части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит изменению.
Согласно материалам дела, 10.09.2003 между истцом и ответчиком был заключен Рамочный договор поставки N 1520, согласно условиям которого стороны договорились о поставках товаров, указанных в Прейскуранте-Спецификации в соответствии с конкретными заказами франчайзинговых партнеров ОБИ.
Согласно п. 1.4. Договора, товар и цены определены в Прейскуранте-Спецификации.
Отношения сторон по Договору поставки определены в Приложении N 1 "Общие условия поставки", являющимся неотъемлемой частью договора поставки (п. 1.2. Договора поставки).
Согласно условиям Договора для Поставщика, помимо обязательств по поставке товаров ОБИ и Франчайзинговым партнерам ОБИ, установлены также "особые обязательства Поставщика".
К таким особым обязательствам относятся обязательства ответчика по уплате премий ОБИ и Франчайзинговым партнерам ОБИ по Договору поставки.
В соответствии с п. 3.5. Общих условий поставки суммы, подлежащие удержанию после осуществления сделки, выплачиваются Покупателю один раз в год за период времени по 31 декабря предыдущего года. За основу расчетов таких сумм берется общий размер оборотов, достигнутых Покупателем и Поставщиком за отчетный год.
Ответчиком не исполнены обязательства по уплате премий по Договору поставки за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, в том числе основная премия - 7,5% от годового оборота в размере 412 205 руб. 47 коп., рекламная премия - 4,00% в размере 22 727 руб. 58 коп.
Вывод суда о том, что требование о взыскании различных премий по Договору поставки является необоснованным, поскольку в Договоре поставки и Приложениях к нему не содержится порядка подтверждения исполнения покупателем услуг, а выплата премий противоречит нормам гражданского законодательства о купле-продаже и поставке, арбитражным судом апелляционной инстанции признается необоснованным в связи со следующим.
Между истцом и ответчиком 10.09.2003 был заключен Рамочный договор поставки N 1520.
Требования истца к ответчику, изложенные в исковом заявлении, основаны, прежде всего, на обязательствах ответчика перед истцом в соответствии с Договором и Приложениям к нему.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Рамочным договором поставки N 1520 от 10.09.2003 предусмотрены обязательства ответчика по уплате сумм скидок и премий истцу на условиях, изложенных в Договоре и Приложениях к нему.
При этом, исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; условия договора определяются по усмотрению сторон.
Согласно п. 4.1. Договора поставки, стороны договорились применять дисконтные программы, установленные в Подтверждении условий Заказа.
В соответствии с п. 3.3. Общих условий поставки на согласованные цены распространяются условия, согласованные сторонами в Подтверждении Условий Заказа, непосредственно влияющие на счета и реализуемые после осуществления сделки.
Согласно п. 3.5. Общих условий поставки суммы, подлежащие удержанию после осуществления сделки, выплачиваются Покупателю один раз в год за период времени по 31 декабря предыдущего года. За основу расчетов таких сумм берется общий размер оборотов, достигнутых Покупателем и Поставщиком за отчетный год.
В соответствии с условиями Договора поставки Поставщиком подлежат уплате Покупателю суммы согласованных сторонами скидок и премий, установленных в Приложении N 4 к Договору поставки от 01.01.2008, условия которого действительны с 01.01.2008.
Премии, которые предусмотрены в Приложении N 4 к Договору поставки, не являются оплатой услуг по Договору, т.к. выплата премий не связана с оказанием услуг Покупателем Поставщику и не может быть квалифицирована как услуга Покупателя Поставщику: в договоре отсутствуют положения, которые регулировали бы порядок оказания каких-либо услуг Покупателем Поставщику (заявки Поставщика, отчеты, акты, условия оказания и оплаты услуг), соответственно, премии не могут квалифицироваться как оплата за оказание услуг Покупателем Поставщику.
Так, единственным условием для получения премий является соблюдение условий по объему закупки товара и присутствие его в магазинах. Для соблюдения условий выплаты премий Покупатель никаких специальных действий по заданию Поставщика не совершает. Покупатель должен совершать только те действия, которые непосредственно связаны с исполнением обязанностей Покупателя, вытекающих из Договора поставки - приобрести определенное количество товара и обеспечить его присутствие в магазинах.
В Приложении N 4 к Договору поставки Покупатель и Поставщик фактически определили систему поощрения путем премий, предоставляемых Поставщиком Покупателю за выполнение условий сделки.
Так, Поставщик предоставляет Покупателям так называемую ретро-скидку (дисконтные программы), стимулируя тем самым активность Покупателей, выплачивая вознаграждение за увеличение объема закупок товара Поставщика.
Возможность применения подобных дисконтных программ ("систем поощрения") подтверждается также и письмом УФНС по г.Москве от 28.05.2008 N 19-11/051071, во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями применяются различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям и не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров.
В ст. 9 Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрена возможность выплаты вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров.
Запрет на возможность выплаты подобного вознаграждения в сфере продажи непродовольственных товаров в законодательстве не содержится.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда о том, что Поставщик выплачивает бонусы/премии за предоставленные Покупателем услуги и поэтому предоставление таких услуг должно подтверждаться документами, а выплата премий противоречит нормам гражданского законодательства о купле-продаже и поставке, является необоснованным и противоречит нормам материального права.
Из пояснений истца следует, что ответчиком не исполнены обязательства по уплате премий по Договору поставки за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, в том числе основная премия - 7,5% от годового оборота в размере 412 205 руб. 47 коп., рекламная премия - 4,00% в размере 22 727 руб. 58 коп.
Согласно условиям Приложения N 4, Покупатель осуществляет ежегодный расчет премий по п. п. II.1, II.2 на основе расчета годового оборота (в закупочных ценах, включая НДС), достигнутого Покупателем и Поставщиком согласно Рамочному договору поставки в течение полного календарного года, вместе по всем магазинам и на основе пропорционально пересчитанного процента согласованной премии.
При этом, под годовым оборотом понимается сумма закупленного Покупателем в течение соответствующего календарного года товара у Поставщика по фактическим ценам поставки, включая НДС.
В период с 01.01.2008 по 31.12.2008 Поставщиком были приняты заказы товара от истца и поставлены в соответствии с условиями Договора поставки товары согласно товарным накладным, указанным в Справке об объемах товарных закупок по Договору поставки.
Расчет годового оборота (за календарный 2008 год), достигнутого Поставщиком (ответчиком) и истцом подтверждается Справкой об объемах товарных закупок по Договору поставки, согласно которой объем годового оборота товарных закупок, достигнутого сторонами за период 01.01.2008 - 21.12.2008, составляет 5 496 073, 02 руб.
При этом сумма рекламной премии, подлежащая уплате ответчиком, рассчитанная в соответствии с положением п. II.1 Приложения N 4 к Договору поставки, согласно расчетам составляет:
5 496 073, 02 руб. (годовой оборот) Х 4, 00% = 259 414, 63 руб. (с учетом НДС).
Счет N Б_2008_950_02439 (1520) от 31.12.2008.
Ответчиком часть задолженности по счету N Б_2008_950_02439 (1520) от 31.12.2008 в размере 236 687, 05 руб. уплачена, соответственно, задолженность ответчика по указанному счету составляет: 22 727, 58 руб. (259 414, 63 - 236 685, 05 = 22 727, 58 руб.).
Сумма основной премии, подлежащая уплате ответчиком, рассчитанная в соответствии с положением п. II.2 Приложения N 4 к Договору поставки, согласно расчетам составляет:
5 496 073, 02 руб. (годовой оборот) Х 7, 5% = 412 205, 47 руб. (НДС не облагается).
Счет N Б_2008_950_02438 (1520) от 31.12.2008.
В соответствии с условиями Приложения N 4 к Договору поставки, указанные премии должны быть оплачены Поставщиком Покупателю в течение 14 дней с момента выставления счета (премии по п. II Приложения N 4).
При этом, счета N Б_2008_950_02439 (1520) от 31.12.2008, N Б_2008_950_02438 (1520) от 31.12.2008 и прилагаемые акты-расчеты премии, счет-фактура (документы на оплату премий за 2008 год) были вручены уполномоченному представителю Поставщика, а также были повторно направлены Поставщику 21.12.2010, что подтверждается почтовой квитанцией и оттиском почтового отделения на почтовой описи.
Учитывая изложенное, следует отметить, что в рассматриваемом случае требования истца являются правомерными, соответствуют действующему гражданскому законодательству о купле-продаже, а также основаны на обязательствах Ответчика перед Истцом в соответствии с Рамочным договором поставки N 1520 от 10.09.2003 и Приложениями к нему.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения истцом условий Договора поставки, в котором предусмотрены обязательства ответчика по уплате сумм скидок и премий истцу, а также обязательства ответчика по возврату истцу стоимости товаров, возвращенных/отгруженных ответчику истцом.
В соответствии с п. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Представленные истцом в материалы дела доказательства ответчиком не оспариваются.
Таким образом, вывод суда о необходимости подтверждения оплаты нереализованного товара, судебной коллегией арбитражного суда апелляционной инстанции признается необоснованным.
В этой связи исковые требования ООО "ОБИ Франчайзинговый центр" о взыскании суммы задолженности по оплате ООО "АККО" рекламной и основной премий за период 01.01.2008 - 31.12.2008, предусмотренные Рамочным договором поставки N 1520 от 10.09.2003 и расходов по уплате государственной пошлины являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2011 по делу N А40-24250/11-109-135 изменить.
Взыскать с ООО "АККО" в пользу ООО "ОБИ Франчайзинговый центр" 434 933 руб 05 коп., а также 13 444 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Деев |
Судьи |
А.Н. Крылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24250/11-109-135
Истец: ООО "ОБИ Франчайзинговый центр"
Ответчик: ООО "АККО"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28877/11