г. Владимир |
|
"21" ноября 2011 г. |
Дело N А43-18430/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 21.11.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2011 по делу N А43-18430/2011, принятое судьей Сандовой Е.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терминал" (ОГРН 1055255009996, ИНН 5263040965, г. Нижний Новгород, ул. Коновалова, д.6) о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 20.07.2011 N 466-пюл.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, общество с ограниченной ответственностью "Терминал", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку в судебное заседание не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
в ходе проведения административного расследования Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - департамент, административный орган) установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее - общество) не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года, что является нарушением части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.1-2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 15.07.2011 N 466-прюл, 20.07.2011 вынесено постановление N 466-пюл о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 55 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2011 заявленное требование удовлетворено, суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа, применив статью 2.9 Кодекса.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Податель апелляционной жалобы счел неправомерным вывод суда о малозначительности совершенного правонарушения. Указывает, что смягчающие по делу обстоятельства были учтены административным органом при вынесении оспариваемого постановления. Учитывая, что общество допускает систематическое нарушение платы за негативное воздействие на окружающую среду, применение судом статьи 2.9 Кодекса в рассматриваемом случае считает необоснованным.
Департамент явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Общество явку в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Статьей 8.41 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Исходя из статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
Как следует из постановления департамента, общество привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.
При сроках внесения платы до 20.01.2011 и до 20.04.2011 уплата произведена 09.02.2011 и 05.05.2011.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Как установлено административным органом, общество осуществляет негативное воздействие на окружающую среду в виде сверхлимитного размещения отходов производства и потребления на своей территории и территории городской свалки в п. Игумново г. Дзержинска, что подтверждается расчетами за 4 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года.
Нарушение срока внесения платы материалами дела установлено и обществом по существу не оспорено. Таким образом, событие вменяемого обществу административного правонарушения судом установлено правильно.
При этом суд первой инстанции правомерно учел, что согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив все обстоятельства дела в их совокупности, суд правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае сумма наложенной санкции в размере 55 000 рублей представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Суд установил, что в рассматриваемом случае общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, выявленное административным органом нарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом правам и интересам граждан и государства.
При таких обстоятельствах применение в отношении общества положений статьи 2.9 Кодекса не является неправомерным, иное податель апелляционной жалобы не подтвердил.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при установлении малозначительности в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Таким образом, совершенное правонарушение правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Процессуальных правонарушений при производстве по делу об административном правонарушении Первым арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба департамента подлежит отклонению.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2011 по делу N А43-18430/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18430/2011
Истец: ООО "Терминал" г. Нижний Новгород, ООО Терминал г. Н. Новгород
Ответчик: Департамент федеральной службы в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу N 133-н, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу) г. Н. Новгород
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6464/11