г. Хабаровск |
|
17 ноября 2011 г. |
N А73-9570/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Михайловой А.И., Ротаря С. Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цебенко Н.Н.
при участии в заседании:
от ОАО "Владивостокский морской торговый порт": Петренко Н.А., представитель, доверенность от 11.01.2011 N 2;
от ОАО "РЖД": Грачев В.А., представитель, доверенность от 03.11.2011 N 897;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 16.09.2011
по делу N А73-9570/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Пичининой И.Е.
по иску открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 4 638 699 руб.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт" (ОГРН 1022502259625, ИНН 2504000204, далее - ОАО "Владморторгпорт") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 далее - ОАО "РЖД") с иском о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 4 638 699 руб.
Решением арбитражного суда от 19.09.2011 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда от 16.09.2011 изменить, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Считает, что решение вынесено с нарушением норм материального права в связи с необоснованным отказом в удовлетворении ходатайства о применении положений статьи 333 ГК РФ. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорный груз доставлен с просрочкой в 10 суток, а сумма пени составила 4 638 699 руб., что практически равно сумме провозных платежей, что свидетельствует о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. Полагает, что доказательств, свидетельствующих о том, что истец понес какие-либо неблагоприятные последствия, в материалы дела не представлено.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Владморторгпорт" просит решение суда от 16.09.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ОАО "РЖД" и ОАО "Владморторгпорт" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, соответственно, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, поступившего отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что 17.07.2010 со станции Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги в адрес грузополучателя - ОАО "Владморторгпорт" до станции Владивосток ДВЖД по железнодорожным накладным N ЭЛ423542, ЭЛ423757, ЭЛ424978, ЭЛ423846, ЭЛ423924, ЭЛ423954, ЭЛ423868, ЭЛ423485, ЭЛ423753, ЭЛ423796, ЭЛ423580, ЭЛ423649, ЭЛ423719, ЭЛ424623, ЭЛ424527, ЭЛ424141, ЭЛ424076, ЭЛ424336, ЭЛ424080, ЭЛ423966, ЭЛ423433, ЭЛ424465, ЭЛ424010, ЭЛ424397, ЭЛ423216, ЭЛ423947, ЭЛ423892, ЭЛ423733, ЭЛ425041, ЭЛ424908, ЭЛ423820, ЭЛ424839, ЭЛ425101, ЭЛ424460, ЭЛ424531, ЭЛ424192, ЭЛ424295, ЭЛ423980, ЭЛ424366, ЭЛ424085, ЭЛ424121, ЭЛ424022, ЭЛ421976, ЭЛ422233, ЭЛ423640, ЭЛ422051, ЭЛ424699, ЭЛ424658, ЭЛ424463, ЭЛ423404, ЭЛ423259, ЭЛ422182, ЭЛ422125, ЭЛ421877, ЭЛ424780, ЭЛ424858, ЭЛ425064, ЭЛ425131, ЭЛ425021, ЭЛ424920, ЭЛ424540 направлен груз (прокат плоский из железа или нелегированной стали).
Согласно железнодорожным накладным срок доставки истекал 03.08.2010.
На станцию Владивосток ДВЖД вагоны прибыли 13.08.2010, о чем имеется соответствующая отметка в накладных.
Ссылаясь на просрочку срока доставки груза, ОАО "Владморторгпорт" в адрес ОАО "РЖД" 20.08.2010 направило претензию N ДПП-865, в которой предложило оплатить пени на сумму 4 638 699 руб.
Неоплата ответчиком пени, послужила основанием для обращения ОАО "Владморторгпорт" с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.
Статья 97 Устава устанавливает ответственность за просрочку доставки грузов в виде уплаты перевозчиком пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно представленным в материалы дела железнодорожным накладным, просрочка в доставке груза составила 10 суток.
В апелляционной жалобе ответчик не отрицает факта просрочки доставки вагонов и не оспаривает правомерность начисления неустойки, но вместе с тем просит ее уменьшить в порядке статьи 333 ГК РФ.
В пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
В пункте 25 указанного постановления разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27).
Доставка груза с просрочкой подтверждается документально, а доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 Правил N 27, в силу которых срок доставки груза увеличивается, а также обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава, ответчиком не представлено.
Согласно расчету истца, начисленная неустойка в размере 4 638 699 руб. не превышает установленной перевозчиком платы за перевозку груза (5 154 110 руб.), что соответствует требованиям статьи 97 УЖТ РФ.
Пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, а также пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что подлежащая уплате неустойка может быть уменьшена судом, если она явно несоразмерна последствиями нарушения обязательства.
Пунктом 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" дано разъяснение, что доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.
Приняв во внимание представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств того, что размер пени явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства по своевременной доставке груза.
В суд апелляционной инстанции такие доказательства ответчиком также не представлены.
При этом необходимо учитывать, что положения статьи 333 ГК РФ и указанные разъяснения по ее применению свидетельствует о наличии у суда права, а не обязанности применения положений вышеназванной статьи при установлении указанных в ней обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный груз доставлен с просрочкой в 10 суток, а сумма пени составила 4 638 699 руб., что практически равно сумме провозных платежей, что свидетельствует о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о несоразмерности суммы неустойки. Заявляя требование о применении статьи 333 ГК РФ ответчик, должен был представить суду доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушенного обязательства. Однако такие доказательства ответчиком в материалы дела не представлены.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод ответчика об отсутствии у истца неблагоприятных последствий не влияет на ответственность перевозчика за просрочку доставки груза. Кроме того, данный довод апелляционной жалобы носит предположительный характер.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16 сентября 2011 года по делу N А73-9570/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9570/2011
Истец: ОАО "Владивостокский морской торговый порт"
Ответчик: ОАО РЖД - ДВЖД, ОАО Российские железные дороги - ДВЖД
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4881/11