г. Пермь |
|
02 сентября 2010 г. |
Дело N А60-17696/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Агроальянс"): не явились, извещены:
от заинтересованного лица (Министерство природных ресурсов Свердловской области): не явились, извещены,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Агроальянс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2010 года
по делу N А60-17696/10,
принятое судьей Плюсниной С.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Агроальянс"
к Министерству природных ресурсов Свердловской области:
о признании незаконным постановления от 19.04.2010 г.. N 25 о назначении административного наказания,
установил:
В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Агроальянс" (далее - Общество) с заявлением к Министерству природных ресурсов Свердловской области о признании незаконным постановления от 19.04.2010 г.. N 25 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 11.06.2010 г.. (резолютивная часть объявлена 10.06.2010 г..) заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Министерства природных ресурсов Свердловской области о назначении административного наказания от 19.04.2010 г.. N 25 признано незаконным и отменено в части, превышающей минимальный размер суммы административного штрафа 100 000 рублей, в остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы ее податель указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции относительно установления факта размещения отходов на осматриваемой территории, полагая, что отходы находятся на граничащем участке. Ссылается на недоказанность административным органом вины в совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Мещеряковой Т.И. на судью Ясикову Е.Ю.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в дело доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гр. Кумрачевой Н.А. об организации Обществом незаконной свалки мусора на территории, расположенной в г. Екатеринбурге, 500 м. юго-восточнее автодороги на п. Садовый, комиссией в составе уполномоченных лиц Министерства природных ресурсов Свердловской области и экологической милиции по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, МВД РФ, администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проведен осмотр территории по адресу г. Екатеринбург, ул. Березовская, 40.
В ходе осмотра были установлены факты нарушения Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, использовании, временном размещении отходов производства и потребления, а именно осуществление рекультивации нарушенных земель, посредством заполнения отработанных карьеров отходами производства и потребления, что явилось основаниям для возбуждения Министерством природных ресурсов Свердловской области дела об административном правонарушении.
Выявленные при проведении проверки нарушения отражены в акте от 27.01.2010 г.. (л.д.66).
На основании данных проверки, по фактам несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, уполномоченным должностным лицом Министерства природных ресурсов Свердловской области 15.02.2010 г.. в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ (л.д.14).
По результатам рассмотрения протокола и других материалов административного дела, Министерством природных ресурсов Свердловской области вынесено постановление от 19.04.2010 г.. N 25 о привлечении Общества к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 175 000 руб. (л.д. 19-23).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании постановления незаконным и отмене в арбитражный суд.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности, отсутствия оснований для применений положений ст.2.9. КоАП РФ, а также необоснованности установления административным органом суммы штрафа, превышающей низший предел санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г.. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1). Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Согласно статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001 (далее - СП 2.1.7.1038-01) устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов и являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов (пункты 1.1 и 1.2 СП 2.1.7.1038-01).
Основные требования при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков закреплены Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996.
На основании пунктов 1, 6, 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации (п.3 ст. 39 Закона об охране окружающей среды).
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Закона об охране окружающей среды).
Как видно из материалов дела, земельный участок, площадью 44,7 га, состоящий из 6 обособленных участков, расположенный 200 м севернее дома N 40 по ул. Березовской в г. Екатеринбурге на основании договора от 07.09.2009 г.. N10-14/а передан в аренду ООО "Агроальянс".
В целях разработки проекта рекультивации участка земель, нарушенных карьером, расположенного 200 м севернее дома N 40 по ул. Березовской Обществом заключен договор с ООО "Новоуральский экологический центр".
В ходе проведения проверки было установлено, что Обществом на арендованном земельном участке размещаются строительный мусор и бытовые отходы.
Проект рекультивации нарушенных земель и разрешение на размещение отходов Обществом суду не представлены.
Следовательно, размещение Обществом на арендованном земельном участке отходов произведено с нарушением требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами, поскольку указанный участок не является санкционированным полигоном для их размещения.
Признать действия заявителя рекультивацией земельного участка не представляется возможным из-за отсутствия согласованного проекта рекультивации.
Факт этого нарушения подтверждается актом обследования соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования от 17.12.2009 г.. N 95, актом осмотра территории от 27.01.2010 г.. протоколом об административном правонарушении от 15.02.2010 г.., постановлением о назначении административного наказания от 19.04.2010 г.. N 25 (л.д. 14, 19, 59, 66) и заявителем документально не опровергнут.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Общество имело возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, однако им не было принято всех зависящих то него мер по их соблюдению. Таким образом, в соответствии со ст.2.1. КоАП РФ вина Общества в совершении правонарушения административным органом установлена.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины заявителя в совершении рассматриваемого правонарушения были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает вывод суда о доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
Изложенные в жалобе возражения апеллятора относительно установления факта размещения отходов на осматриваемой территории отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, пояснениями директора Общества от 08.02.2010 г.. N 26/П, подтверждается ведение деятельности на проверяемом земельном участке и несанкционированное размещение отходов.
Не нашел подтверждения в материалах дела довод подателя жалобы о расположении отходов на соседнем земельном участке. Представленная в материалы дела схема геосъемки свидетельствует о наличии земель, подлежащих рекультивации в границе земельного участка арендованного Обществом (л.д. 87).
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлено. Протокол составлен в присутствии законного представителя общества, постановление вынесено в присутствии защитника.
Срок привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) соблюден.
В рассматриваемом случае характер и обстоятельства совершения правонарушения, наличие возможности существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, свидетельствуют об отсутствии малозначительности правонарушения.
В соответствии с ч.ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Основания для переоценки вывода суда первой инстанции относительно размера санкции у суда апелляционной отсутствуют, возражения сторон по данному вопросу не заявлены.
С учетом изложенных обстоятельств, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2010 года по делу N А60-17696/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Агроальянс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Ю.Ясикова |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17696/2010
Истец: ООО "Агроальянс"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7895/10