г. Пермь |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А60-26718/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от истца УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области (ИНН 6601006390, ОГРН 1026600508329) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от ответчика МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" (ИНН 6601006248, ОГРН 1026600508054) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 сентября 2011 года
по делу N А60-26718/2011,
принятое судьей Плюсниной С.В.,
по иску УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области
к МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15"
о взыскании 10685,22 руб.,
установил:
УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 14" задолженности по страховым взносам за 2010 г..:
1) в бюджет Пенсионного фонда РФ - недоимку по страховым взносам за 2010 г.. в размере 7240 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в размере 6256 руб., на накопительную части трудовой пенсии в размере 984 руб., пени в размере 563,48 руб., в том числе: по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 489,30 руб. и по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 74,18 руб. и штраф в размере 1448 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в размере 1251,20 руб. и на накопительную часть трудовой пенсии в размере 196,80 руб.
2) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - недоимку по страховым взносам в размере 398 руб., пени в размере 30,99 руб. и штраф в размере 79,60 руб.;
3) в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - недоимку по страховым взносам в размере 724 руб., пени в размере 56,35 руб. и штраф в размере 144,80 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что компенсация, не подлежащая обложению страховыми взносами согласно пп. "и" п.2 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является денежной выплатой, установленной в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных обязанностей. При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их непосредственно компенсационный характер, и они подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без участия представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области по результатам выездной налоговой проверки МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 составлен акт от 31.03.2011 N 05 и вынесено решение от 25.04.2011 N 002 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах (л.д. 104-109).
Названным решением установлена недоимка, подлежащая уплате в бюджет Пенсионного фонда, по страховым взносам за 2010 г.. в размере 7240 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в размере 6256 руб., на накопительную части трудовой пенсии в размере 984 руб., пени в размере 563,48 руб., в том числе: по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 489,30 руб. и по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 74,18 руб. и штраф в размере 1448 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в размере 1251,20 руб. и на накопительную часть трудовой пенсии в размере 196,80 руб.;
- в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - недоимку по страховым взносам в размере 398 руб., пени в размере 30,99 руб. и штраф в размере 79,60 руб.;
- в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - недоимку по страховым взносам в размере 724 руб., пени в размере 56,35 руб. и штраф в размере 144,80 руб.
Основанием для принятия оспариваемого решения, послужил вывод фонда о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму 36200 руб., поскольку учреждением не подтверждено документально целевое использование ежемесячной компенсации, выплаченной педагогическим работникам учреждения в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
В адрес учреждения УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области направлено требование N 1 от 25.05.2011 об уплате в срок до 07.06.2011 задолженности (л.д. 111-112).
Неисполнение требования в добровольном порядке в установленный срок в части пени, а также пропуск пенсионным фондом срока на бесспорное взыскание недоимки, явилось основанием для обращения фонда в суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу пп. "и" п.2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г.. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в соответствии с Законом N 212-ФЗ, действующим с 01.01.2010, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 55 Закона "Об образовании" установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 в пункт 8 статьи 55 Закона "Об образовании" были внесены изменения Федеральным законом N 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Как видно из вышеуказанного пункта, конкретный размер ежемесячной компенсации предусмотрен только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Для остальных этот размер должен быть определен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В пункте 8 статьи 55 Закона "Об образовании" не установлено каких-либо ограничений в отношении того, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.
Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона "Об образовании", независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
При этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Указанной статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.
Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
При этом, действующее законодательство не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Исходя из изложенного, арбитражным судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований фонда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2011 по делу N А60-26718/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26718/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда по Свердловской области, ГУ УПФР в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области
Ответчик: МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15"
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11435/11