г. Челябинск |
|
18 ноября 2011 г. |
Дело N А47-4583/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Дмитриевой Н.Н., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г.Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2011 по делу N А47-4583/2011 (судья Жарова Л.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург-Иволга" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ООО "Оренбург-Иволга") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 17.03.2011 N 142 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2008 год в сумме 342 101 руб. и пени по земельному налогу в сумме 79 183,43 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.09.2011 заявленные обществом требования удовлетворены, решение инспекции в оспариваемой части признано недействительным.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований отказать, ссылается на то, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик получает самостоятельно. Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка были опубликованы в марте 2008 года, срок представлении декларации по земельному налогу - 1 февраля 2009 года, соответственно у налогоплательщика было достаточно времени, в течение которого он мог получить реальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Кроме того, инспекция считает, что Постановление N 414-п от 30.11.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" не является актом законодательства о налогах и сборах, в связи с чем, к нему не могут быть применены нормы Налогового кодекса Российской Федерации, не допускающие придание указанным актам обратной силы.
Заявитель доводы инспекции отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает, что в случае изменений в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка, такие изменения учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011 удовлетворено ходатайство инспекции об участии в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы, путём использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Оренбургской области, судебное заседание назначено на 09.11.2011 на 15 часов 20 минут. В связи с возникновением технических неполадок при использовании систем видеоконференц-связи, в судебном заседании был объявлен перерыв на 16.11.2011 на 14 часов 00 минут.
Лица, участвующие в деле, путем направления телефонограмм извещены об объявленном перерыве и, в связи с отсутствием технической возможности проведения видеоконференц-связи, о рассмотрении апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http.//18aas.arbitr.ru).
От налогового органа поступило ходатайство о возможности проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителя инспекции.
Представители в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "Оренбург-Иволга" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, по результатам которой составлен акт от 11.02.2011 N 02-43/00066 дсп (т.1 л.д. 83-122) и принято решение от 17.03.2011 N 142 (т.1 л.д. 10-36). Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 1 881 176 руб., в том числе, по земельному налогу за 2008 год в сумме 345 101 руб.; пени в общей сумме 104 629,94 руб., в том числе по земельному налогу в сумме 79 183,43 руб., и штрафы в размере 75 115,20 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 05.11.2011 N 16-15/06119 жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением налогового органа в части доначисления недоимки по земельному налогу и соответствующих сумм пени, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из правомерности определения налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка на основании выписки из государственного земельного кадастра, полученной обществом 01.02.2008. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, при исчислении земельного налога учитываться не может, поскольку акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 27 705 квадратных метров, расположенный по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, улица Шевченко, N 24 (т. 1 л.д. 48).
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности признаются плательщиками земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи (при определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Пункт 10 Правил устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем в целях определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка из территориального отдела N 5 Управления Роснедвижимости по Оренбургской области получена выписка из государственного земельного кадастра по состоянию на 1 февраля 2008 года, согласно которой кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 39 318 658,95 руб. Исходя из указанной кадастровой стоимости обществом исчислен налог за 2008 год.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Правительство Оренбургской области постановлением от 30.11.2007 N 414-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области по состоянию на 01.01.2007.
С учетом указанного постановления, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 62 325 406,58 руб.
В целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 НК РФ).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
Как указывает налоговый орган, постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-П в полном объеме доведено до сведений налогоплательщиков путем размещения на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет 27.03.2008.
Однако, как указывалось выше, кадастровая стоимость земельного участка в целях исчисления земельного налога определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Учитывая, что по состоянию на 01.01.2008 постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-П, изменяющее кадастровую стоимость земельных участков, не было доведено до сведений налогоплательщиков, то указанные изменения не могли быть положены в основу определения налоговой базы по земельному налогу за 2008 год.
Постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-П об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков, опубликованное в полном объеме на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет 27.03.2008 могло применяться налогоплательщиками только с 01.01.2009, то есть с начала нового налогового периода.
Учитывая, что Постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-П определяет кадастровую стоимость земельных участков - налоговую базу при исчислении земельного налога, т.е. элементы налогообложения, соответственно в налоговых правоотношениях к указанному постановлению подлежат применению положения ст.5 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал решение инспекции в части доначисления недоимки и пени по земельному налогу недействительным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2011 по делу N А47-4583/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4583/2011
Истец: ООО "Оренбург-Иволга"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району города Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10929/11