город Ростов-на-Дону |
|
15 ноября 2011 г. |
дело N А32-12804/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: представитель Ампилогов В.Д. по доверенности от 03.05.2011 г..
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры города Краснодара
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.07.2011 по делу N А32-12804/2011
по заявлению Прокуратура города Краснодара
к заинтересованному лицу Общество с ограниченной ответственностью "Бастилия" о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Лесных А.В.
УСТАНОВИЛ:
Прокуратур города Краснодара (далее-прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Бастилия" (далее-общество) к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 5.07.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что класс опасности таких отходов как тела животных и птиц, не установлен, в связи, с чем они не могут быть отнесены к опасным отходам.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокуратура города Краснодара обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание представитель прокуратуры не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, что по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда законным и обоснованным по причинам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Бастилия" зарегистрировано в качестве юридического лица в ИФНС России N 2 по г.Краснодару ОГРН 2102310051017.
Прокуратурой г.Краснодара совместно со специалистами УФС Росприроднадзора по Краснодарскому краю 14.04.2011 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО "Бастилия".
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности общества является сбор и транспортировка тел животных. В соответствии с муниципальным контрактом на оказание услуг для муниципальных нужд от 13.01.2011 общество оказывает услуги по отлову, иммобилизации, подбору трупов безнадзорных домашних животных (собак и кошек) и проведения карантинных мероприятий на территории муниципального образования г.Краснодар. Тела животных временно накапливаются в холодильной камере, расположенной по адресу: г.Краснодар, л.Зиповская,5,а в последствии передаются для утилизации специализированному предприятию, расположенному в г.Тимашевск.
В соответствии с приказом МПР N 786 от 02.12.2002 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" тела животных, обращения с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования, относятся к категории отходов, класс опасности которых не определен (код отхода 138 000 00 00 0). В ходе проверки предприятием не были представлены паспорта на отходы 1-4 классов опасности, образующиеся в результате деятельности, в том числе на такой вид отхода как "тела животных".
19.04.2011 заместитель прокурора г.Краснодара вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Бастилия" по ст. 8.2 КоАП РФ.
Вышеназванное постановление было направлено для рассмотрения по подведомственности в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и республика Адыгея.
Определением Росприроднадзора от 19.05.2011 постановление и материалы дела переданы по подведомственности в Арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) устанавливает правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности.
Согласно статье 1 данного Федерального закона экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В статье 1 указанного Федерального закона установлены в том числе следующие понятия: отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - Каталог отходов), который представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, отходам "тела животных и птиц, обращение с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования" присвоен классификационный код 13800000 00 00 0. Тринадцатая цифра в данном коде используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды; при этом "0" означает, что класс опасности не установлен. При таких обстоятельствах, класс опасности для таких отходов, как тела животных и птиц, не установлен, в связи с чем они не могут быть отнесены к опасным отходам.
Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Между тем, как следует из материалов дела, судом не установлено, административным органом не доказано и материалами дела не подтверждается, что общество осуществляет указанные виды деятельности, за которые ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Отсутствие субъекта правонарушения свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, что, в свою очередь, является в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу.
При этом ответственность за осуществление деятельности по отлову, иммобилизации, подбору трупов безнадзорных домашних животных (собак, кошек) с нарушениями, судом первой инстанции обоснованно квалифицирована по ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ как нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, отсутствие лицензии необходимо квалифицировать п. ч.1 ст. 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
С учетом вышеизложенного, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, при отсутствии законных на то оснований.
Довод прокуратуры об обязанности доказывания экологической безопасности деятельности лицом, заинтересованным в реализации своих планов, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами решений, возлагается на соответствующий орган.
Таким образом, решение суда от 05.07.2011 является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2011 по делу А 32-12804/2011 оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12804/2011
Истец: Прокуратура города Краснодара
Ответчик: ООО "Бастилия"
Третье лицо: Ампилогов В. Д. (для ООО Бастилия), ООО Бастилия
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8980/11