г. Вологда |
|
15 ноября 2011 г. |
Дело N А66-5698/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участи от общества с ограниченной ответственностью "Московская инвестиционная группа" Сычева А.Г. по доверенности от 09.11.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Московская инвестиционная группа" на решение Арбитражного суда Тверской области от 06 сентября 2011 года по делу N А66-5698/2011 (судья Басова О.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Московская инвестиционная группа" (Тверская область, город Торжок, ОГРН 1076915000250, ИНН 6915010380; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации муниципального образования город Торжок (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 69:47:008020818, а также о возложении обязанности выдать градостроительный план указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, решение суда считает законным и обоснованным.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество на основании договора аренды земельного участка с последующим выкупом от 01.01.2010, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "ПиК" (далее - ООО "ПиК"), использует земельный участок с кадастровым номером 69:47:0080208:0018 площадью 7798 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, город Торжок, 233 км автодороги Москва-Санкт-Петербург.
Для получения разрешения на строительство торгово-сервисного центра на указанном участке общество обратилось в администрацию с заявлением от 26.10.2010 о выдаче ему градостроительного плана земельного участка.
Администрация направила обществу письмо от 22.11.2010 N 01-08/3877, в котором указала на необходимость для разрешения данного вопроса представить копии правоустанавливающих документов и кадастрового паспорта земельного участка ООО "ПиК", на основании которых был заключен договор аренды, копии технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, технических условий на проектирование, градостроительного чертежа земельного участка, сведений об организации, разрабатывающей градостроительный чертеж.
Требуемых документов общество не представило, однако направило главе города Торжка жалобу от 03.03.2011, в которой, сославшись на часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), просило поручить отделу архитектуры и градостроительства выдать градостроительный план земельного участка.
Письмом от 01.04.2011 администрация вновь указала на необходимость представления вышеуказанных документов.
Общество, прейдя к выводу о том, что администрацией допущено бездействие, выразившееся в невыдаче градостроительного плана спорного земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из того, что статьей 44 ГСК РФ предусмотрен состав сведений, указываемых в градостроительном плане, поэтому администрация обоснованно направила заявителю ответ с просьбой предоставить документы, необходимые для заполнения формы градостроительного плана.
Вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, регулируются нормами статьи 46 ГСК РФ.
В соответствии с частью 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Однако, как обоснованно указано судом первой инстанции, в статье 46 ГРК РФ не раскрывается, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план земельного участка, не определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Однако это не означает, что выдача градостроительного плана земельного участка производится на основании одного только заявления о его выдаче. Приведенную норму следует применять в совокупности с правовыми нормами, устанавливающими, в частности, требования к градостроительному плану.
Такие требования установлены статьей 44 ГСК РФ. В силу указанной статьи подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГСК РФ).
Частью 3 статьи 44 ГСК РФ установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что общество, обращаясь в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, представило следующие документы: договор аренды земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка, топосъемку с координатами земельного участка, генплан расположения торгово-сервисного центра, экспликацию помещений центра.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что требования администрации о представлении обществом копии правоустанавливающих документов и кадастрового паспорта земельного участка ООО "ПиК" (арендодателя) являются необоснованными, а копия кадастрового паспорта на арендованный обществом участок представлена вместе с заявлением. Также суд первой инстанции указал, что является необоснованным требование администрации о предоставлении технических условий на проектирование, градостроительного чертежа земельного участка и сведений об организации, разрабатывающей этот чертеж.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к заключению, что поскольку информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения включается в градостроительный план земельного участка в обязательном порядке, требование администрации об их представлении является законным.
В свою очередь общество не согласно с указанным выводом суда первой инстанции, полагая, что орган местного самоуправления должен был самостоятельно получить названные технические условия.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ГСК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГСК РФ).
Как было указано ранее, в силу части 1 статьи 44 ГСК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Согласно части 3 статьи 44 ГСК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 ГСК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 утверждена Форма градостроительного плана земельного участка.
Инструкция о порядке заполнения данной формы утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.11.2006 за N 8456.
Разделы 4 и 5 формы градостроительного плана земельного участка предусматривают информацию о расположенных в его границах объектах капитального строительства и объектах культурного наследия; о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основе анализа взаимосвязанных положений приведенных выше норм суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что одним из документов, которые разрабатываются при подготовке документации по планировке территории, является градостроительный план земельного участка, при подготовке которого должны соблюдаться не только общие нормы ГСК РФ, но и требования о включении в состав градостроительного плана информации о технических условиях, которые предоставляются в порядке, установленном статьей 48 ГСК РФ.
В силу пункта 1 статьи 48 ГСК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 48 ГСК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
В силу пункта 9 статьи 48 ГСК РФ орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 10 статьи 48 ГСК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 13.02.2006 N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1 Правил N 83).
Согласно пункту 4 Правил N 83 при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления на основании: информации о разрешенном использовании земельного участка; предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка; региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования; схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения; предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.
В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 данных Правил.
При этом, как указано выше в настоящем постановлении, в статье 46 ГСК РФ не раскрывается, кто предоставляет информацию о технических условиях для включения в градостроительный план земельного участка.
Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории и не охватывает те случаи, когда правообладатель земельного участка определен.
Случаи, когда орган местного самоуправления обязан предоставлять заинтересованным лицам технические условия, присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям, определены в пункте 9 статьи 48 ГСК РФ.
Системный анализ смысла и содержания приведенных норм права указывает на то, что обязанность предоставлять заинтересованным лицам технические условия возлагается на органы местного самоуправления, только в указанных в законе случаях, когда правообладатель земельного участка не определен. В иных случаях, когда правообладатель земельного участка определен, предоставление технических условий является обязанностью правообладателя земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и обществом по существу не оспорено, что при обращении в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, принадлежащего ему на праве аренды, для целей размещения на нем торгово-сервисного центра общество к своему заявлению спорные технические условия не приложило, не представило их администрации и в последующем.
Суд первой инстанции, исходя из вышеизложенных норм, а также принимая во внимание то, что для разработки градостроительного плана необходима информация, в том числе о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, обоснованно пришел к выводу о том, что администрация в своих письмах, направленных обществу, правомерно указала на необходимость представления таких технических условий, учитывая, в том числе, то обстоятельство, что в соответствии с указанными выше нормами обязанность по представлению данных технических условий лежит на обществе.
При этом для признания ненормативного правового акта недействительным в силу требований статьи 201 АПК РФ необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного в ходе судебного разбирательства как в суде первой, так и апелляционной инстанций не было установлено нарушения каких-либо прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обусловленных оспариваемым бездействием администрации, а также нарушение администрацией каких-либо норм действующего законодательства.
При этом апелляционная инстанция отмечает, что общество не лишено возможности повторно обратиться с заявлением о выдаче градостроительного плана на спорный земельный участок с приложением всех необходимых документов.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения.
Следовательно оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 06 сентября 2011 года по делу N А66-5698/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Московская инвестиционная группа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5698/2011
Истец: ООО "Московская инвестиционная группа"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Торжок