г. Пермь |
|
21 ноября 2011 г. |
Дело N А71-7727/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.,
при участии:
от заявителя (открытое акционерное общество "Производственная фирма "Реал-Термо") (ОГРН 1051802253381, ИНН 1835065850): извещен надлежащим образом, представители не явились;
от заинтересованного лица (территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике) (ОГРН 1041805000742, ИНН 1835060636): извещено надлежащим образом, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Реал-Термо"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 сентября 2011 года
по делу N А71-7727/2011,
принятое судьей Т.С. Коковихиной
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Реал-Термо"
к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Производственная фирма "Реал-Термо" (далее по тексту ОАО "ПФ "Реал-Термо", Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республики (далее по тексту Управление, административный орган) от 19.07.2011 N 94-11/152 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 20.09.2011 (резолютивная часть решения оглашена 13.09.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обоснование жалобы Общество указывает на нарушения при составлении протокола об административном правонарушении; полагает, что допущенное правонарушение по характеру и обстоятельствам совершения возможно признать малозначительным. Доводов, опровергающих факт административного правонарушения в апелляционной жалобе не приведено.
Управление с апелляционной жалобой не согласно, имеющиеся в проколе опечатки, по мнению административного органа, имеют технический характер не повлекли принятие необоснованного постановления, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции представителей не направили, что в порядке п. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей от уполномоченного банка информации Управлением проведена камеральная проверка деятельности ООО "ПФ "Реал-Термо", в ходе которой установлен факт предоставления в банк справок о подтверждающих документах и подтверждающих документов с нарушением срока, предусмотренного п. 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П на 91 календарный день.
12.07.2011 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 9-13), по результатам рассмотрения которого совместно с другими материалами дела Управлением вынесено постановление N 94-11/152 от 19.07.2011 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 14-20).
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и(или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок в виде штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрена обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж).
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
В п. п. 2.1, 2.2 Положения N 258-П установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Согласно п. 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п. 2.2 данного Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
Как установлено судом, между ООО "ПФ "Реал-Термо" (Покупатель) и компанией "THERMOWATT SPA" (Италия, Продавец) заключен внешнеэкономический контракт от 11.05.2007 на приобретение товара в соответствии с приложением N 1; по контракту 23.05.2007 в филиале ОАО Банк ВТБ Обществом оформлен паспорт сделки N 07050015/1000/0012/2/0.
Во исполнение условий контракта 12.10.2010 Общество осуществило ввоз товара на таможенную территорию РФ по ГТД N 10411090/111010/0000105 на сумму 22 680,00 Евро, что подтверждается отметкой таможни "Выпуск разрешен" 12.10.2010. Справка о подтверждающих документах, подтверждающие документы были представлены в уполномоченный банк 26.01.2011 при сроке представления не позднее 27.10.2010 (л.д. 55), что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении административного правонарушения исследована административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, отражена в оспариваемом постановлении и состоит в том, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм валютного законодательства, но не предприняло все зависящие от него меры для соблюдения валютного законодательства.
Доказательств невозможности выполнения Обществом требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
Таким образом, в действиях Общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Ссылка Общества на неверное указание в протоколе об административном правонарушении наименования подразделения таможни, осуществившего таможенное оформление товара, судом расценена как техническая ошибка, не повлиявшая на правильное рассмотрение административного дела.
Постановление административного органа вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное Обществу наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной для юридических лиц ч. 6 ст. 15.25 КоАП.
Суд апелляционной инстанции исследовал вопрос о возможности применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ и пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Применение положений указанной статьи является правом суда.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, существенное нарушение заявителем срока представления справки о валютных операциях (91 день), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда обоснованным, соответствующим установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; оснований для переоценки данного вывода не имеется.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 сентября 2011 года по делу N А71-7727/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Реал-Термо" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7727/2011
Истец: ООО "Производственная фирма "Реал-Термо", ООО "Реал-Термо"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11087/11