г. Красноярск |
|
"15" ноября 2011 г. |
Дело N А33-7956/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" ноября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт"): Давыдовой Ю.Р., представителя по доверенности от 11.10.2011 N 300; Канашиной И.Г., представителя по доверенности от 04.07.2011 N 219;
от ответчика (Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска): Гилевой Т.Б., представителя по доверенности от 11.01.2011 N 04/04,
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 29 августа 2011 года по делу N А33-7956/2011, принятое судьей Петракевич Л.О.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскнефтепродукт" (далее - заявитель, общество, ОАО "Красноярскнефтепродукт") (ИНН 2460002949, ОГРН 1022401784954) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) (ИНН 2465087248, ОГРН 1042442640206) о признании недействительным решения от 20.01.2011 N 36 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2011 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, поскольку согласно данным государственного земельного кадастра обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит спорный земельный участок с кадастровым номером 24:50:400130:70; сведениями о том, что площадь спорного земельного участка была уменьшена и из него был выделен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:666, орган, осуществляющий кадастровый учет, не располагает, данные сведения в установленном Налоговом кодексе Российской Федерации порядке в Инспекцию не представлялись.
Представитель Инспекции в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
16.07.2010 ОАО "Красноярскнефтепродукт" представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2010 года, согласно которому исчислен налог в общей сумме 319 684 рублей, в том числе по земельному участку с кадастровым номером 24:50:0400130:666 - налог в размере 102 661 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки названного расчета составлен акт проверки от 02.11.2010 N 5116, в котором установлен факт неправомерного занижения обществом авансового платежа по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:400130:70, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование на основании свидетельства от 17.12.1992 N 716, на сумму 272 120 рублей.
Не согласившись с выводами налогового органа, изложенными в акте камеральной проверки от 02.11.2010 N 5116, общество представило в Инспекцию возражения на акт проверки.
Уведомлением от 25.11.2010 N 44518 налоговый орган известил общество о рассмотрении материалов проверки 09.12.2010 в 15 час. 00 мин.
Решением налогового органа N 148 от 09.12.2010 срок рассмотрения материалов проверки продлен до 11.01.2011 в связи с принятием решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N 148 от 09.12.2010. Результаты проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля оформлены справкой налогового органа от 13.01.2011. Налогоплательщик ознакомлен с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, что подтверждается протоколом ознакомления от 13.01.2011.
Уведомлением от 14.12.2010 за исх. N 45252 налоговый орган известил общество о том, что рассмотрение материалов проверки будет проводиться 11.01.2011 в 15 час. 00 мин. Ходатайством от 24.12.2010 общество просило налоговый орган перенести рассмотрение материалов проверки не ранее 17.01.2011. Решением от 11.01.2011 N 145 налоговый орган отложил рассмотрение материалов проверки на 20.01.2011 на 15 час. 00 мин.
Уведомлением от 12.01.2011 N 14655 Инспекция известила общество о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.
Рассмотрение материалов проверки 20.01.2011 проводилось в присутствии уполномоченных представителей общества, что подтверждается протоколом рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки.
20.01.2011 заместителем начальника Инспекции вынесено решение N 36 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому ОАО "Красноярскнефтепродукт" предложено уплатить 272 120 рублей земельного налога.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 17.02.2011 N 12-0082 апелляционная жалоба ОАО "Красноярскнефтепродукт" оставлена без удовлетворения.
ОАО "Красноярскнефтепродукт", не согласившись с указанным решением Инспекции, считая его нарушающим права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения и отмены обжалуемого судебного акта.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 20.01.2011 N 36, вынесенного в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), обществом соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса, о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив процедуру привлечения общества к налоговой ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Инспекцией существенных нарушений условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки не допущено, права общества, как налогоплательщика, установленные статьями 21, 100, 101 Кодекса, Инспекцией обеспечены и соблюдены.
Суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган не доказал законность оспариваемого решения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Из положений статей 388, 389, 390 и 391 Кодекса следует, что налогоплательщиками земельного налога, в том числе признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования; объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог; налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие названного Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей (пункт 1 статьи 6 названного Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 141-ФЗ от 29.11.2004 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, и выданных физическим и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено и сторонами не оспаривается, что на основании пункта 94 постановления Администрации г. Красноярска N 441 от 19.11.1992 Красноярской нефтебазе выдано свидетельство на право пользования землей на фактически занимаемую территорию автозаправочной станции N 4 на земельном участке площадью 10809,35 кв.м по ул. Шахтеров-Березина в Центральном районе (свидетельство от 17.12.1992 N 716). Названному земельному участку присвоен кадастровый номер 24:50:400130:70.
Вместе с тем, согласно позиции ОАО "Красноярскнефтепродукт" в спорный отчетный период (2 квартал 2010 года) площадь указанного земельного участка, фактически занимаемая автозаправочной станцией N 4, была уменьшена до 8 854 кв.м, участок с кадастровым номером 24:50:400130:70 был фактически расформирован, из него в том числе был выделен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:666, который в последующем был приобретен обществом в собственность.
В подтверждение своей позиции заявителем в материалы дела представлены следующие доказательства: распоряжение Администрации города Красноярска от 21.03.2006 N 420-недв., распоряжение Администрации города Красноярска от 05.05.2009 N 440-ж "Об утверждении градостроительных планов земельных участков в Советском районе", распоряжение Администрации города Красноярска от 02.08.2010 N 3724-недв., письмо Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска от 16.11.2010 за исх.N 55239.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе вышеперечисленные, пришел к выводу об обоснованности позиции заявителя.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 Распоряжения Администрации города Красноярска N 420-недв. от 21.03.2006 в пункт 94 постановления администрации города Красноярска от 19.11.1992 N 441 внесены изменения, согласно которым площадь земельного участка уменьшена до 8 854 кв.м.
Пунктом 1.4 распоряжения Администрации города Красноярска от 05.05.2009 N 440-ж "Об утверждении градостроительных планов земельных участков в Советском районе" утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров, 18, площадью 0,365 га. Из приложенного к указанном распоряжению чертежа градостроительного плана земельного участка площадью 0,365 га видно, что в его пределах расположена АЗС N 4.
Обществом было проведено межевание вышеназванного участка, подготовлен межевой план, на основании которого Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:666 площадью 3 650 кв.м. Обществом зарегистрировано права собственности на земельный участок общей площадью 3 650 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 18, с кадастровым номером 24:50:0400130:666.
Распоряжением Администрации города Красноярска N 3724-недв. от 02.08.2010 пункт 94 постановления Администрации города Красноярска от 19.11.1992 N 441 "О выдаче свидетельств землепользователем на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в Красноярске" признан утратившим силу.
Согласно письму Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска от 16.11.2010 N 55239 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:666 площадью 3 650 кв.м вошел в границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0070 площадью 8 854,0 кв.м.
С учетом установленных обстоятельств и, принимая во внимание компетенцию Администрации города Красноярска и Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, как органов местного самоуправления уполномоченных на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0070, в отношении которого налоговым органом было произведено доначисление земельного налога, в том числе и в спорный отчетный период, не являлся объектом налогообложения, поскольку фактически был расформирован.
Доводы налогового органа со ссылкой на данные государственного земельного кадастра и ответ на запрос Управления Росреестра по Красноярскому краю от 18.01.2011 N 70-63/784 не влияют на выводы суда, поскольку суд апелляционной инстанции считает представленные в материалы дела доказательства достаточными для подтверждения тех обстоятельств, что площадь земельного участок, выделенного на фактически занимаемую территорию автозаправочной станции N4, сначала была уменьшена, а в последующем данный земельный участок был расформирован; фактически у общества имеется объект налогообложения земельным налогом в виде земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:666. Отсутствие у регистрирующего органа и органа, осуществляющего ведения государственного земельного кадастра, сведений о факте расформирования земельного участка и как следствие непредставление данной информации в налоговый орган не может являться основанием для доначисления земельного налога, поскольку указанное противоречит положениям статьи 3 Кодекса.
Сторонами не оспаривается, что обществом своевременно и полно произведена уплата земельного налога в отношении вновь созданного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:666 площадью 3 650 кв.м. Следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 2 квартал 2010 года, что, в свою очередь, в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания решения от 20.01.2011 N 36 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительным.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 29 августа 2011 года об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в том числе при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2011 года по делу N А33-7956/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7956/2011
Истец: ОАО "Красноярскнефтепродукт"
Ответчик: ИФНС России по Советскому району г. Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1661/13
28.01.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6051/12
06.11.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7956/11
01.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-132/12
15.11.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4613/11
29.08.2011 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7956/11