г. Челябинск |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А07-3911/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Серебряковой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 июля 2011 года по делу N А07-3911/2009 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Инвестиционно-строительная компания "Вершина" - Загретдинов Р.Г. (доверенность от 25.04.2011 N 11);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - Гильманов А.С. (доверенность от 11.01.2011 N 13-09/00027).
Закрытое акционерное общество "Инвестиционно-строительная компания "Вершина" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ЗАО "ИСК "Вершина") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, инспекция) от 18.11.2008 N 386, от 09.02.2009 N 433, от 24.06.2009 N 17916 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Туймазинского района Республики Башкортостан и Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и г. Туймазы.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.04.2011 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.11.2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суд первой инстанции решением от 29.07.2011 заявленные требования удовлетворил, признав недействительными решения инспекции от 18.11.2008 N 386, от 09.02.2009 N 433, от 24.06.2009 N 17916.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что не опубликование приложений к Постановлению Правительства от 28.12.2007, в которых указана кадастровая стоимость земельных участков, не исключает возможность самостоятельного определения налоговой базы налогоплательщиком.
Законность увеличения кадастровой стоимости земельного участка и ее расчет подтверждены в судебном порядке по делу А07-20333/2009.
Таким образом, не соответствует обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что налогоплательщик не мог самостоятельно определить налогооблагаемую базу для исчисления земельного налога.
Кроме того, налоговый орган указывает, что поскольку изъятие части земельного участка не зарегистрировано в соответствии с федеральным законодательством, общество продолжает осуществлять его использование в пределах ранее отведенных границ.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан ссылается на то, что поскольку общество не имеет правоустанавливающих документов на спорный земельный участок с момента прекращения постановлением администрации муниципального района Туймазинский район N 436 от 07.04.2006 права бессрочного пользования землей, вывод о том, что общество в 2008 году являлось плательщиком земельного налога, является необоснованным.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Представитель налогового органа в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы инспекции. Также пояснил, что считает не обоснованными выводы суда о наличии у общества обязанности по уплате земельного налога.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией были проведены камеральные налоговые проверки налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу за 2, 3 кварталы 2008 года и налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год.
На основании акта N 7526 от 27.10.2008 инспекцией принято решение N 386 от 18.11.2008 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, на основании акта N 8871 от 14.01.2009 инспекцией принято решение N 433 от 09.02.2009 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, на основании акта N 11286 от 19.05.2009 инспекцией принято решение N 17916 от 24.06.2009 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием доначисления земельного налога явилось то, что общество является плательщиком земельного налога по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. Островского, 53а, кадастровый номер 02:65:01 12 27:0009 и налогоплательщиком допущено занижение земельного налога вследствие увеличения кадастровой стоимости земельного участка в связи с неправильным определением размера земельного налога вследствие занижения кадастровой стоимости земельного участка расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. Островского, 53а, кадастровый номер 02:65:01 12 27:9.
Согласно данным налоговой декларации ЗАО ИСК "Вершина" за 2, 3 кварталы 2008 года и за 2008 год по земельному участку с кадастровым номером 02: 65: 01 12 27:0009 сумма налога за 2, 3 кварталы и за 2008 год определена в размере 26 426 рублей, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 7 047 040 рублей.
Налоговым органом в оспариваемых решениях указано, что кадастровая стоимость земельного участка 02: 65: 01 12 27:9 (равнозначен участку 02: 65: 01 12 27:0009) по данным, представленным органом Роснедвижимости, составляет 129 334 128 рублей, что, соответственно, и явилось основанием для доначисления земельного налога.
Решением Управления ФНС России по Республике Башкортостан N 583/16 от 31.08.2009, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества на решение инспекции N 17916 от 24.06.2009, удовлетворены требования налогоплательщика в части штрафных санкций по п.1. ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 3735 рублей (т.3, л.д. 75-77).
Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя при новом рассмотрении дела заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия у заявителя обязанности по уплате земельного налога в связи с сохранением права бессрочного пользования спорным земельным участком, однако пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика возможности определить размер налоговых обязательств, поскольку изменения размера кадастровой стоимости не были доведены до общества. Кроме того, суд указал на то, что инспекция при расчете земельного налога не учла изъятие части спорного земельного участка для государственных нужд.
Суд первой инстанции установил и сторонами не оспаривается, что право собственности на объект недвижимости - административное здание двухэтажное по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. Островского, 53а, общей площадью 2008,2 кв.м. литера А, В, В1 зарегистрированы ЗАО ИСК "Туймазы", о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 16.06.2000. 27.09.2006 ЗАО ИСК "Туймазы" получено свидетельство о регистрации права на объект недвижимости - административное здание двухэтажное по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. Островского, 53а, общей площадью 3824, 6 кв.м литера А, В, В1.
В связи с переименованием ЗАО ИСК "Туймазы" в ЗАО ИСК "Вершина" (протокол общего собрания N 1 от 12.04.2008 г. (т. 1 л.д. 50) получено свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04.07.2008 (повторное от 08.12.2009).
Решением Туймазинской городской администрации N 214 от 04.05.1994 земельный участок общей площадью 1,129 га по адресу: город Туймазы, ул. Островского, д. 53А предоставлен в постоянное пользование для производственных целей ИСК "Туймазы" (правопредшественнику ЗАО ИСК "Вершина"), что подтверждается государственным актом, о чем в книге записей государственных актов на право владения, пользования земельным участком произведена запись за N 68-0028 (т. 1, л.д. 60 - 69).
Указанный земельный участок 03.12.2004 поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "производственная база", о чем свидетельствует кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 18.04.2006 N 265/06-01-1210, ему присвоен кадастровый номер 02:65:01 12 27:0009 (т. 2, л.д. 9-10).
Права на указанный земельный участок обществом не зарегистрированы в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
Согласно уведомлению от 07.10.2010 N 01/255/2010-200 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в Едином государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок площадью 1,1200 га кадастровый номер 02:65:011227:9, адрес: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. Островского, 53а (т.2, л.д. 47).
26.05.2003 Комитет по управлению муниципальной собственностью по г.Туймазы и Туймазинскому району письмом N 641 обратился в адрес истца и предложил в срок до 01.07.2003 обратиться в земельный комитет и комитет по управлению муниципальной собственностью для переоформления права постоянного пользования земельным участком на право аренды.
Истец письмом вх.480 от 05.09.2005 обратился к Главе Администрации г.Туймазы о передаче в аренду указанного выше земельного участка.
Постановлением Администрации муниципального района Туймазинский район N 436 от 07.04.2006 ЗАО ИСК "Вершина" передан в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 1,1200 га в г. Туймазы, ул. Островского, 53а, ранее предоставленный решением Туймазинской городской Администрации N 214 от 04.05.1994 для обслуживания и эксплуатации административного здания (т. 2, л.д. 24). Государственный акт за N 68-0028 признан недействующим.
Комитету по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и городу Туймазы предписано оформить договор аренды земельного участка (т. 2 л.д.8).
ЗАО ИСК "Туймазы" обратился с заявкой от 29.05.2006 в Федеральное агентство кадастра объектов о внесении сведений в государственный земельный кадастр и о выдаче кадастрового плана земельного участка в качестве обязательного приложения к документам, необходимым для государственной регистрации права. Согласно выданному кадастровому плану земельного участка по состоянию на 31.05.2006 N 265/06-02-1683 земельный участок имеет кадастровый номер 02:65:01 12 27:0009 с наименованием землепользование, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания и эксплуатации административного здания, площадь участка 11200 кв.м. При этом в разделе 3 "сведения о частях земельного участка и обременениях" указана характеристика земельного участка "аренда земли сроком на 5 лет, в т.ч. 1/2 доли для торговых целей, 3/20 доли - для осуществления образовательной деятельности, 7/20 доли - для обслуживания помещений офисов" (том 5, л.д. 62-64, 66), данный кадастровый план был получен представителем Общества по доверенности 31.05.2006 (т. 5, л.д. 61, 64).
Как следует из письма Комитета по управлению муниципальной собственностью по Туймазинскому району и г. Туймазы от 14.07.2008 N 2595 (т. 2 л.д. 175) договор аренды спорного земельного участка заявителем так и не был заключен.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, для рассмотрения настоящего дела необходимым является установить право, на основании которого заявитель осуществлял землепользование в спорный налоговый период 2008 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указанные в п. 1 ст. 388 НК РФ права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Исходя из статьи 25 ЗК РФ право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
На основании решения Туймазинской городской администрации N 214 от 04.05.1994 земельный участок общей площадью 1,129 га по адресу: город Туймазы, ул. Островского, д. 53А предоставлен в постоянное пользование для производственных целей ИСК "Туймазы" (правопредшественнику ЗАО ИСК "Вершина"), что подтверждается государственным актом, о чем в книге записей государственных актов на право владения, пользования земельным участком произведена запись за N 68-0028 (т. 1, л.д. 60 - 69).
Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок был предоставлен обществу в период до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в соответствии с действовавшем в тот период законодательством, право постоянного (бессрочного) пользования общества являлось действительным и в отсутствие его дальнейшей государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, которая носит заявительный характер.
В дальнейшем, в связи с принятием в 2001 г. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности стало осуществляться только в случаях, установленных п. 1 ст. 20 ЗК РФ.
Так, согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
При этом в п. 3 ст. 20 ЗК РФ указано, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
Исходя из п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Срок такого переоформления продлялся с 1 января 2004 года до 1 января 2012 года.
Согласно примечанию к ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для целей настоящей статьи переоформление права на земельный участок включает в себя:
подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи;
принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Постановлением Администрации муниципального района Туймазинский район N 436 от 07.04.2006, вынесенном по результатам рассмотрения заявления общества, спорный земельный участок был передан ЗАО ИСК "Вершина" в аренду сроком на 5 лет.
Статья 164 ГК РФ предусмотрено, что сделки с землей подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Согласно статье 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Статьей 26 ЗК РФ предусмотрено, что договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Соответственно, при отсутствии государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества является незаключенным.
Таким образом, государственная регистрация права аренды земельного участка сроком не менее, чем один год в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" осуществляется путем регистрации договора аренды указанного земельного участка и, соответственно является обязательной стадией переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право его аренды, в соответствии с примечанием к статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Следовательно, суд первой инстанции, исходя из анализа данных норм, сделал верный вывод о том, что до окончания процедуры переоформления права на земельный участок, то есть до регистрации договора аренды земельного участка сроком на пять лет в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право аренды спорного земельного участка не возникает и, соответственно, сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. С актом государственной регистрации связывается наступление соответствующих правовых последствий.
Учитывая, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации договора аренды спорного земельного участка, право аренды заявителя на указанный земельный участок не может считаться возникшим, соответственно, в 2008 г. заявитель обладал спорным земельным участком на праве постоянного пользования и обязан был уплачивать налог.
Само по себе указание в Постановлении Администрации муниципального района Туймазинский район N 436 от 07.04.2006 на признание недействующим акта на право владения, постоянного пользования землей 68-0028 не может быть принято судом апелляционной инстанции в качестве доказательства прекращения у общества права постоянного пользования земельным участком, поскольку оно противоречит закону, и, в частности, порядку переоформления права постоянного пользования земельным участком, установленному ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также нормам, ст. 45 ЗК РФ, согласно которым право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, прекращаются при отказе землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ, либо принудительно по решению суда в соответствии со статьей 54 ЗК РФ.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, налогоплательщик не заявлял отказ от права постоянного пользования предоставленным ему земельным участком, а обратился с заявлением о его переоформлении на право аренды.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о невозможности определения обществом размера земельного налога на основании удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которым признается календарный год.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2009) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Представление налогоплательщикам сведений о кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков". В соответствии с этим документом территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 г. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении указанных сведений. Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана такого земельного участка.
Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 01.03.2008.
Суд апелляционной инстанции установил, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", которое опубликовано в издании "Республика Башкортостан" N 251 (26484) 31.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года.
Не опубликование в периодическом печатном издании приложений к спорному постановлению Правительства Республики Башкортостан, с учетом указания в публикации на размещение приложений в сети Интернет, и фактической публикации постановления с приложениями в сети Интернет, не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков и не может свидетельствовать о том, что оспариваемое постановление нельзя признать официально опубликованным.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с учетом утвержденных результатов государственной кадастровой оценки внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу изложенного, общество могло обратиться с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
Однако общество обратилось в Туймазинский филиал - отдел Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Республике Башкортостан" с запросом N 265/09-01-0395 о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке лишь 27.10.2008. В соответствии с данным запросом была изготовлена кадастровая выписка от 27.10.2008 N 265/08-04-3342 с указанием кадастровой стоимости 129 334 128 рублей и удельным показателем кадастровой стоимости 11 547,69 руб./кв.м.
В связи с чем общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 НК РФ, имело реальную возможность и должно было определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383.
Суд апелляционной инстанции считает также ошибочными выводы суда первой инстанции о не подтверждении правильности исчисления кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 2008 год.
Как уже указывалось, спорный земельный участок 03.12.2004 поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "производственная база", о чем свидетельствует кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 18.04.2006 N 265/06-01-1210.
В соответствии с данным видом разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка рассчитана с применением удельного показателя, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от 27.12.2002 N 383 по седьмой группе видов функционального использования "земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи", который составлял 629,2 рублей за кв. м., по состоянию на 18.04.2006 кадастровая стоимость названного земельного участка составила 7 047 040 рублей.
В письме от 05.08.2005 N 35, адресованном главе администрации, заявитель просил выдать правоустанавливающие документы на земельный участок для последующего оформления договора аренды нежилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: г. Туймазы, ул. Островского, д. 53а.
Позднее заявитель вновь обратился к главе администрации с заявлением от 15.12.2005 N 62 об оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный по адресу: г. Туймазы, ул. Островского, д. 53а, по целевому назначению, исходя из видов деятельности на занимаемые арендаторами площади нежилого административного строения. Заявителем указано, что площадь нежилого строения составляет 2008,2 кв. м, в том числе: 587,1 кв. м - торговая площадь, 313,9 кв. м - образовательные услуги, 134.5 кв. м - бытовые услуги, 276,65 кв. м - медицинские услуги, 378,8 кв. м - производственные, 168,2 кв. м - офисы, 143,65 кв. м - служебные и коридоры.
На основании указанного заявления постановлением главы администрации от 07.04.2006 N 436 "О передаче в аренду земельного участка в г. Туймазы по ул. Островского, д. 53а для обслуживания и эксплуатации административного здания" обществу предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 11 200 кв. м, расположенный по адресу: г. Туймазы, ул. Островского, д. 53а, в том числе: 1/2 доли земельного участка для торговых целей; 3/20 доли земельного участка для осуществления образовательной деятельности; 7/20 доли земельного участка для обслуживания помещений офисов (т. 1, л. д. 24).
Туймазинским филиалом учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан" 31.05.2006 выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) с видом разрешенного использования "для обслуживания и эксплуатации административного здания".
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан 19.12.2008 письмом N 6984/10 сообщило обществу, что согласно акту определения кадастровой стоимости от 13.03.2007 кадастровая стоимость земельного участка составляет 21 145 600 рублей (т. 1, л. д. 45).
В связи с проведением в 2007 году актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Башкортостан произошло дальнейшее увеличение кадастровой стоимости земель по сравнению с результатами предыдущей кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана по седьмой группе видов разрешенного использования "для обслуживания и эксплуатации административного здания" и составила 129 334 128 рублей.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383, опубликованном в издании "Республика Башкортостан" N 251 (26484) 31.12.2007, утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов, на основании которого кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 129 334 128 рублей.
Судебными актами по делу N А07-20333/2009 по заявлению общества к Управлению Росреестра о признании незаконными действий по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:65:01 12 27:9, и как следствие - определению кадастровой стоимости указанного земельного участка на основе удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего виду функционального использования "для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки" (группа 7), в удовлетворении требований отказано.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 65 ЗК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Источником сведений о кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является государственный кадастр недвижимости.
Поскольку сведения, содержащиеся о кадастровой стоимости земельного участка, не оспорены в установленном порядке, не признаны недействительными, у налогового органа отсутствовали полномочия и обязанности по проверке достоверности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, а также правильности расчета кадастровой стоимости уполномоченным органом.
Указанные обстоятельства также не входят в предмет проверки при рассмотрении заявления о признании недействительным решения налогового органа, которым доначислен земельный налог исходя из сведений, содержащихся в официальном источнике информации о кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383 в судебном порядке недействительным не признано, учитывая, что результаты определения стоимости земельных участков были утверждены, основания для выводов суда первой инстанции о недостоверности размера кадастровой стоимости земельного участка, использованной инспекцией при доначислении земельного налога, отсутствовали.
Также суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции об изъятии части земельного участка из владения общества.
Как следует из материалов дела, 22.10.2007 заявитель обратился к Главе Администрации Туймазинского района с письмом N 128 с просьбой внести изменения в Постановление N 436 от 07.04.2006. Из содержания письма следует, что по территории земельного участка проходят инженерные коммуникации, принадлежащие городским службам и обслуживающие ряд близлежащих к земельному участку зданий, 1850 кв.м площади занимает транспортный проезд, которым пользуются жители малосемейного дома, где проживают сотрудники городской больницы, часть земельного участка занята под газонами.
На основании данного обращения истца проведено обследование земельного участка, подтвержденное актами от 15.01.2008 и от 16.01.2008, в результате которого выявлено, что часть земельного участка со стороны домовладения по ул. Луначарского не используется по целевому назначению (пустует), по результатам обследования предлагается изъять пустующую часть земельного участка площадью 3 889 кв.м. для муниципальных нужд.
14.07.2008 истцом получено письмо Комитета по управлению муниципальной собственностью по Туймазинскому району и г. Туймазы N 2595 (т. 2 л.д. 175), которым истец был проинформирован о проведении комиссионных проверок использования земельного участка в связи с просьбой истца о внесении изменений в Постановление Администрации Туймазинского района в части площади земельного участка.
Постановлением Администрации муниципального района Туймазинский район N 1594 от 15.07.2008 внесены изменения в постановление N 436 от 07.04.2006. ЗАО ИСК "Вершина" передан в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 7311 кв.м. в г. Туймазы, ул. Островского, 53а (т. 2, л.д. 23), неиспользуемый земельный участок площадью 3 889 кв.м. передается в состав городских земель.
Согласно статье 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ либо принудительно по решению суда, в случаях, установленных п. 2 ст. 45 ЗК РФ.
В силу пунктов 3-6 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина).
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.
При этом, в силу ст. 6 ЗК РФ самостоятельными объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Таким образом, как следует из буквального толкования норм ст.ст. 45, 53 ЗК РФ отказ от права может быть заявлен только в отношении земельного участка, под которым в соответствии с земельным законодательством понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности.
Внесение земельного участка в Единый государственный реестр земель и присвоение ему индивидуального кадастрового номера осуществляется по результатам межевание объектов землеустройства и включает в себя работы: по определению границ участка на местности и их согласование; закреплению на местности местоположения границ участка межевыми знаками и определению их координат или составлению иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовлению карты (плана) объекта землеустройства. Межевание как составная часть землеустройства проводится: при изменении границ объектов землеустройства; предоставлении и изъятии земельных участков.
Таким образом, при изъятии части земельного участка необходимо предварительно провести землеустройство, межевание, сформировав земельные участки, подлежащие изъятию, определив их границы на местности, в соответствии с п. 2 ст. 69 ЗК РФ, а также в ст. 3 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве".
При таких обстоятельствах, само по себе указание в Постановлении Администрации муниципального района Туймазинский район N 1594 от 15.07.2008 на то, что не используемый земельный участок площадью 3889 кв.м. передается в состав городских земель, не имеет правовых последствий, поскольку изъятие земель произведено не в соответствии с требованиями земельного законодательства, не сопровождалось землеустройством и постановкой на кадастровый учет изымаемого и оставленного в пользовании общества земельный участков.
Соответственно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что право постоянного пользования общества в отношении части спорного земельного участка площадью 3889 кв.м. не может быть признано прекратившимся в установленном земельным законодательством порядке.
Кроме того представленные в материалы дела копии кадастрового плана земельного участка также не подтверждают факт изменения площади и границ земельного участка.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, налоговый орган обоснованно исчислил подлежащий уплате земельный налог на основании сведений о площади и кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах, поскольку обществом авансовые платежи по земельному налогу, а также налог за период 2008 год были исчислены, исходя из кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 383 от 28.12.2007, инспекцией правомерно доначислен заявителю земельный налог.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, а требования общества - отклонению.
В порядке ст.97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры, принятые по настоящему делу определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2009, от 14.04.2009, от 26.11.2009, от 30.12.2009, подлежат отмене в связи с отказом в удовлетворении требований заявителю.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 июля 2011 года по делу N А07-3911/2009 отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Инвестиционно-строительная компания "Вершина" о признании недействительным решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан от 18.11.2008 N 386, от 09.02.2009 N 433, от 24.06.2009 N 17916 отказать.
Обеспечительные меры, принятые по делу Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-3911/2009 определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2009, от 14.04.2009, от 26.11.2009, от 30.12.2009, отменить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3911/2009
Истец: ЗАО "Инвестиционно-строительная компания "Вершина", ЗАО "ИСК "Вершина"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан
Третье лицо: Администрация МР Туймазинского р-на и г. Туймазы, КУМС МИО РБ
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8339/12
05.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8339/12
02.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1701/11
22.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9834/11
08.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1701/11-С3
27.01.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12838/2010