г. Ессентуки |
|
21 ноября 2011 г. |
Дело N А63-871/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Афанасьевой Л.В.,
Судей: Мельникова И.М., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Автоколонна 1721" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 мая 2011 г.. по делу N А63-871/2011.
по заявлению закрытого акционерного общества "Автоколонна 1721", (357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Промышленная, 10; ОГРН 1022601311512; ИНН 2628001225)
к региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г.Ставрополь
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 20.01.2011 N 36\3 и признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 20.01.2011 N 36/4, (судья Быкодорова Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от Региональной тарифной комиссии Ставропольского края: Куликова Л.С. по доверенности N р-01-09/2076 от 04.07.11 г.;
от ЗАО "Автоколонна 1721" г. Кисловодск: Толчин С.Н. по доверенности от 21.11.09 г., Касымов Ш.С.- генеральный директор.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Автоколонна 1721", г.Кисловодск (далее - заявитель, ЗАО "Автоколонна 1721) обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь (далее - заинтересованное лицо, административный орган, РТК) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 20.01.2011 N 36/3.
Определением суда от 22.03.2011 (Т.1 л.д.158-159) дело объедено в одно производство и присвоен сводному производству N А63-871/2011.
Решением суда от 18 мая 2011 года в удовлетворении заявленных требований Закрытому акционерному обществу "Автоколонна 1721" г.Кисловодск о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 20.01.2011 N 36\3 и признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 20.01.2011 N 36/4 отказано..
Решение мотивированно тем, что постановление по делу об административном правонарушении Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 20.01.2011 N 36\3 и предписание об устранении выявленных нарушений от 20.01.2011 N 36/4 соответствуют закону и нормативно-правовым актам Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Закрытое акционерное общество "Автоколонна 1721" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что часть маршрута проходит в черте города, остальная часть маршрута проходит за городом. Соответственно на разных участках маршрута применению подлежат разные тарифы. При этом на момент вынесения оспариваемого предписания и постановления РТК по СК не был установлен порядок применения тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении.
В судебном заседании представители ЗАО "Автоколонна 1721": Толчин С.Н. и Касымов Ш.С. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Региональная тарифная комиссия Ставропольского края представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, Куликова Л.С. поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 мая 2011 г.. по делу N А63-871/2011 подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с поступившим заявлением гражданки Абрамовой Р.А., и согласно приказу председателя РТК Ставропольского края от 03 декабря 2010 г. N 255 "О проведении внеплановой проверки закрытого акционерного общества "Автоколонна -1721 (Т.1 л.д.86-87), 09 декабря 2010 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ЗАО "Автоколонна-1721" предельного максимального уровня тарифа на перевозку пассажиров автобусами по пригородному (межрайонному) маршруту N 104 Г "Нежинский, АП - Индустрия, АП".
ЗАО "Автоколонна-1721" осуществляет хозяйственную деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на основании лицензии от 25.12.2002 г. N АСС-26-78537/7, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта сроком действия до 25.12.2012 г.
ЗАО "Автоколонна-1721" имеет договор на осуществление пассажирских перевозок от 12.02.2010 г. N 335 (Т.1.л.д.18-21), заключенный с министерством промышленности, транспорта и связи Ставропольского края, в соответствии с которым выполняет регулярные пассажирские перевозки по маршрутам:
Кисловодск, АВ - Подкумок, АП N 103Ж;
Нежинский, АП - Индустрия, АП N 104Г.
По результатам проверки составлен акт от 09 декабря 2010 г. N 69 (т.1 л.д.10-12), в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от 10 декабря 2010 г. N 37 (т.1 л.д.1 4).
Салоны рейсовых автобусов, выполняющих перевозки по проверяемому маршруту, снабжены тарифными прейскурантами, содержащими информацию "тариф (по городу) 10 рублей, тариф (Нежинский) 12 рублей". Из салона рейсового автобуса марки "Хундай Каунти", государственный регистрационный номер м 835 тс 26 RU, изъят соответствующий прейскурант для приобщения к материалам дела. Составлен акт об изъятии тарифного прейскуранта от 09 декабря 2010 г. N 6.
Пассажир Сергиенко, проживающий в п.Нежинский, проехав на автобусе с государственным регистрационным номером ЕА276 от остановки "Нежинский" до остановки "Гастроном" оплатил за проезд согласно тарифного прейскуранта 12 рублей; пассажир Малыхина Т.Н., проживающая по адресу: п. Нежинский, дом 55, кв. 17, проехав от остановки "Нежинский" до остановки "Гастроном" на том же автобусе оплатила за проезд согласно тарифного прейскуранта 12 рублей; пассажир Боков О.В., проживающий по адресу: п. Нежинский, дом 54, кв. 19, проехав от остановки "Нежинский" до остановки "Дом связи" на том же автобусе оплатил за проезд 12 рублей согласно тарифного прейскуранта. Данные факты отражены в акте выборочного контроля соблюдения предельного уровня тарифа от 09 декабря 2010 г. N 1 (т.1 л.д.91).
Пассажир Жукова Валентина Антоновна, проживающая по адресу: п. Нежинский, дом 13, кв. 6, проехав на автобусе с государственным регистрационным номером м835тс261Ш от остановки "Дом связи" до остановки "Индустрия" оплатила за проезд согласно тарифного прейскуранта 10 рублей. Данный факт отражен в акте о фактической оплате за проезд от 09.12.2010 г.. N 4. Проехав от остановки "Индустрия" до остановки "Нежинский" Жукова Валентина Антоновна оплатила согласно того же прейскуранта 12 рублей; пассажир Аерян, проживающая по адресу: п. Нежинский, дом 58, кв.18, проехав на указанном автобусе от остановки "Дом связи" до остановки "Нежинский", оплатила за проезд 12 рублей согласно тарифного прейскуранта. Данные факты отражены в акте выборочного контроля соблюдения предельного уровня тарифа от 09 декабря 2010 г. N2 (Т.л.д.92).
Таким образом, выявлено нарушение порядка ценообразования, установленного постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 29 апреля 2010 г. N 13/2 "О предельном максимальном уровне тарифа на перевозку пассажиров автомобильными транспортными средствами категорий "М2" и "М3" по пригородным межрайонным маршрутам Ставропольского края" (далее Постановление), а именно. Согласно Постановлению с пассажира Сергиенко за проезд от остановки "Нежинский" до остановки "Гастроном" надлежало взять оплату в размере, не превышающем 11 рублей 70 копеек (утвержденный постановлением тариф 1,17 руб. х 10 км в соответствии с паспортом маршрута); с пассажира Малыхиной Т. Н. за проезд от остановки "Нежинский" до остановки "Гастроном" надлежало взять оплату за проезд в размере не превышающем 11 рублей 70 копеек (утвержденный постановлением тариф 1,17 руб. х 10 км согласно паспорту маршрута); с пассажира Бокова за проезд от остановки "Нежинский" до остановки "Дом связи" надлежало взять оплату в размере, не превышающем 9 рублей 36 копеек (утвержденный постановлением тариф 1,17 руб. х 8 км в соответствии с паспортом маршрута); с пассажира Жуковой Валентины Антоновны за проезд от остановки "Дом связи" до остановки "Индустрия" надлежало взять оплату в размере, не превышающем 7 рублей 37 копеек (утвержденный постановлением тариф 1,17 руб. х 6,3 км в соответствии с паспортом маршрута), с пассажира Аерян за проезд от остановки "Дом связи" до остановки "Нежинский" надлежало взять оплату в размере, не превышающем 9 рублей 36 копеек (утвержденный постановлением тариф 1,17 руб. х 8 км в соответствии с паспортом маршрута). Сумма завышения платы по выявленным фактам составила 8 рублей 51 копейка.
По результатам рассмотрения материалов административного дела сделан вывод о наличии административного правонарушения - нарушения ЗАО "Автоколонна 1721 " порядка ценообразования, выразившееся в превышении предельного максимального уровня тарифа на перевозку пассажиров, установленного постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 29 апреля 2010 г. N 13/2 "О предельном максимальном уровне тарифа на перевозку пассажиров автомобильными транспортными средствами категорий "М2" и "М3" по пригородным межрайонным маршрутам Ставропольского края", ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
17 декабря 2010 года в РТК Ставропольского края по факсу были направлены объяснения по акту N 69 внеплановой проверки соблюдения ЗАО "Автоколонна 1721" предельного максимального уровня тарифа на перевозку пассажиров по пригородным (межрайонным) маршрутам от 09.12.2010 г., подписанные директором ЗАО "Автоколонна 1721" Касымовым Ш.С. (входящий номер РТК Ставропольского края от 17.12.2010 N 406- ф), которые были оглашены при рассмотрении дела об административных правонарушениях 22 декабря 2010 года в присутствии Касымова Ш.С.(Т.1 л.д.95-96)
Рассмотрев все представленные материалы дела и заявления, председателем РТК Ставропольского края, с согласия директора ЗАО "Автоколонна 1721" Касымова Ш.С., в связи с необходимостью дополнительного выяснения обстоятельств дела, в соответствии с частью 2 статьи 29.6 Кодекса, срок рассмотрения дела был продлен на один месяц и рассмотрение дела в отношении ЗАО "Автоколонна 1721" было отложено на 20 января 2011 года.
В целях выяснения обстоятельств административного дела, региональной тарифной комиссией Ставропольского края были сделаны запросы в Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральную службу по тарифам с целью получения разъяснений порядка формирования платы за проезд в пригородных автомобильных маршрутах и выяснения возможности применения к правоотношениям, являющимся предметом рассмотрения административного дела, Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации 29 сентября 1997 г.
В соответствии с разъяснениями, полученными из ФСТ России (Т.1.л.д.100-101), вопросы, связанные с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, к компетенции ФСТ России не относятся.
В разъяснениях, полученных из Министерства транспорта Российской Федерации, указано, что Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации (далее - Временные правила), утвержденные первым заместителем министра транспорта Российской Федерации А.П.Насоновым 29.09.97 г., не подлежат применению (Т.1л.д.98).
Постановлением РТК Ставропольского края по делу об административном правонарушении от 20 января 2011 г. N 36/3 ЗАО "Автоколонна 1721" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 (Сто) рублей (Т.1 л.д.103-107).
РТК вынесла предписание N 36/4 от 20.01.2011 г..(Т.1 л.д.102) об устранении выявленных нарушений, согласно которому заинтересованное лицо предписывает прекратить ЗАО "Автоколонна 11721" нарушения в сфере государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в части соблюдения предельного максимального уровня тарифа на перевозку пассажиров автобусами по пригородным (межрайонным маршрутам).
Посчитав постановление о привлечении общества к административной ответственности и предписание незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
С учетом изложенной санкции части 1 статьи 14.6 КоАП РФ административным органом в отношении общества назначен административный штраф в размере 100 (сто) рублей.
Как следует из материалов дела, обществом осуществлялась перевозка пассажиров по утвержденному маршруту от пос. Неженский до пос. Индустрия. Часть маршрута от остановки пос. Неженский до остановки "спец. АТХ" проходит по территории Предгорного района Ставропольского края, остальная часть от остановки "спец АТХ" до остановки пос. Индустрия принадлежит к территории города Кисловодск.
В соответствии с Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.09.2010 N 29/4 установлен согласованный с администрацией города-курорта Кисловодска Ставропольского края предельный максимальный уровень тарифа на перевозку пассажиров автомобильными транспортными средствами категорий "М2" и "М3" по маршрутам города-Курорта Кисловодска Ставропольского края в размере 10 (десять) рублей за одну поездку.
В соответствии с Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 29.04.2010 N 13/2 установлен согласованный с министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края предельный максимальный уровень тарифа на перевозку пассажиров автомобильными транспортными средствами категорий "М2" и "М3" по пригородным межрайонным маршрутам Ставропольского края в размере 1 рубля 17 копеек за каждый километр пути.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что отрезок маршрута, находящийся за пределами города Кисловодска составляет 3 километра 300 метров, таким образом, при использовании максимального тарифа в размере 1 рубль 17 копеек за 1 километр пути перевозки за пределами города составляет 3 рубля 51 копейку.
Фактически же на промежутке от остановки пос. Неженский до остановки "спец АТХ" пассажирами доплачивается 2 рубля, в то время как максимальный тариф за данное расстояние составляет 3 рубля 51 копейку.
На остальной протяженности маршрута, проходящего по территории города Кисловодска, ЗАО "Автоколонна 1721" применяет тариф 10 рублей, в соответствии с постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.09.2010 N 29/4.
Региональная тарифная комиссия Ставропольского края, проводя проверку применения тарифов, полагала, что ЗАО "Автоколонна 1721" должна на всем протяжении маршрута применять тариф 1 рублю 17 копеек.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 790 Гражданского кодекса российской Федерации:
1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 г.. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и N 131 -ФЗ от 06 октября 2003 г.. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий и организация транспортного обслуживания населения всеми видами транспорта общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении, относятся к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, которые в соответствии со своими полномочиями принимают нормативные акты, регламентирующие данные вопросы.
Таким образом, порядок применения тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении должен устанавливаться Региональной тарифной комиссией Ставропольского края.
В период привлечения ЗАО "Автоколонна 1721" к административной ответственности данный порядок применения тарифов РТС по СК не был утвержден.
10 ноября 2011 года Постановлением региональной тарифной комиссии N 64/1 утвержден порядок применения тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом на территории Ставропольского края.
Применение обществом тарифов, выявленное проверкой, данному порядку не противоречат.
В связи с изложенным, предписание Региональной тарифной комиссией Ставропольского края является неправомерным.
В соответствии с часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В связи отсутствием порядка применения тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении в период привлечения общества к административной ответственности, вина общества не установлена.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 Кодекса является правом, а не обязанностью суда. Суд апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы общества о малозначительности совершенного им правонарушения и, исходя из оценки конкретных обстоятельств дела, сделал вывод о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным, посчитав, что правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественными отношениям и не причинило неблагоприятных последствий.
Принимая во внимание санкцию части 1 статьи 14.6 КоАП РФ (размер штрафа сто рублей) и отсутствие ущерба, нанесенного общественным отношениям действиями общества, суд считает возможным признать нарушение малозначительным.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства по делу, не правильно применены нормы материального права, вынесено незаконное и необоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18 мая 2011 г.. по делу N А63-871/2011.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 мая 2011 г.. по делу N А63-871/2011 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Постановление региональной тарифной комиссии по Ставропольскому краю от 20.01.2011 N 36/3 и предписание отменить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-871/2011
Истец: ЗАО "Автоколонна 1721" г. Кисловодск, ЗАО "Автоколонна N1721", Касымов Х. С.
Ответчик: Региональная тарифная комиссия СК
Третье лицо: Региональная тарифная комиссия Ставропольского края