г. Пермь |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А71-6332/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Риб Л.Х., Варакса Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя - администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район": не явились
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): не явились
от третьего лица - муниципального унитарного предприятия "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства": не явились
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 15 сентября 2011 года
по делу N А71-6332/2011
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства"
о признании недействительным ненормативного акта
установил,
Администрация муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по делу N СЮ 08-02/2011-58.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 сентября 2011 года по делу N А71-6332/2011, принятым судьей Кудрявцевым М.Н., в удовлетворении заявления администрации Якшур-Бодьинского района о признании недействительными решения и предписания Удмуртского УФАС по делу N СЮ 08-02/2011-58 отказано.
Администрация муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, заявленные требования удовлетворить. Заявитель ссылается на то, что передача части полномочий муниципального заказчика не осуществлялась, фактически соглашение предусматривает оказание услуг по техническому надзору за выполнением строительно-монтажных работ по объектам. Права по размещению муниципального заказа от имени муниципального заказчика - администрации района предприятию не предоставлялись. Открытие лицевого счета на имя третьего лица в Управлении финансов администрации района не может свидетельствовать о нарушении заявителем Закона "О защите конкуренции". Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что заявитель своими действиями по открытию бюджетного счета для третьего лица, финансированию выполняемых по указанным контрактам работ, принял на себя обязательства по исполнению муниципального заказа. Наделение третьего лица функциями и правами муниципального заказчика на подписание 01.04.2010 от лица заказчика муниципальных контрактов нарушают положения ч.3 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции". Представитель антимонопольного органа в судебное заседание не явился.
Муниципальное унитарное предприятие "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган 02.02.2011 поступили материалы проверки проведенной прокуратурой Якшур-Бодьинского района Удмурдской Республики в отношении администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район".
По результатам проверки установлено, что 21.04.2010 между администрацией муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" (муниципальный заказчик) и МУП Якшур-Бодьинского района "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" (заказчик-застройщик) заключено соглашение N 51 (л.д.24). Предметом данного соглашения является выполнение МУП Якшур-Бодьинского района "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" функций заказчика-застройщика и ведению технического надзора выполнением строительно-монтажных работ по капитальному ремонту трех артезианских скважин, находящихся в деревнях Альман, Якшур и селе Лынга Якшур-Бодьинского района. Застройщик от имени муниципального заказчика осуществляет приемку работ и выполнение подрядных работ на основании актов выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ. Муниципальный заказчик обеспечивает финансирование работ на весь период строительства в сумме 300 000 руб., в том числе содержание службы заказчика в размере 3% - 8738 руб.
01.04.2010 между МУП Якшур-Бодьинского района "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" (заказчик) и ГУП "Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" (генеральный подрядчик) заключено три муниципальных контракта на капитальный ремонт вышеуказанных скважин. По каждому контракту стоимость работ составила в размере 100 000 руб. В соответствии с п.4.1 контрактов расчеты между сторонами производятся в порядке казначейского исполнения обязательств перечислением денежных средств на расчетный счет подрядчика по мере поступления средств из бюджета Удмуртской Республики.
Финансирование капитального ремонта скважин осуществлялось за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Получателем денежных средств определена администрация муниципального образования "Якшур-Бодьинский район", которой был открыт бюджетный счет для МУП Якшур-Бодьинского района "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" и перечислены денежные средства для оплаты работ по ремонту артезианских скважин. Оплата работ осуществлялась путем списания денежных средств со счета МУП Якшур-Бодьинского района "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" на счет ГУП "Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики".
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" своими действиями по открытию бюджетного счета для МУП Якшур-Бодьинского района "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства", финансированию по указанным контрактам работ приняла на себя обязательства по исполнению муниципального заказа. Действия администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" по наделению МУП Якшур-Бодьинского района "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" функциями и правами муниципального заказчика на подписание 01.04.2010 от лица заказчика с ГУП "Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" муниципальных контрактов нарушают положения ч.3 ст.15 Закона "О защите конкуренции".
Администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции: определить заказчика(ов) в соответствии требованиями законодательства РФ.
В соответствие с ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
На основании ч. 3 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Формирование и размещение муниципального заказа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (ч. 2 ст. 3 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона "О размещении заказов" государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Учитывая приведенные нормы права, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заказчиком может быть только орган местного самоуправления или учреждение, финансируемое за счет средств бюджета, муниципальное предприятие не может быть муниципальным заказчиком.
В соответствии с соглашениями о передаче части полномочий, полномочия по организации водоснабжения населения в населенных пунктах переданы администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" администрациями соответствующих муниципальных образований поселений (л.д. 20-23).
Материалами дела подтверждается, что МУП Якшур-Бодьинского района "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" наделено функциями и правами муниципального заказчика на подписание 01.04.2010 от лица заказчика с ГУП "Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" муниципальных контрактов. Вместе с тем, данные полномочия в силу прямого указания Закона "О размещении заказов" возложены на заказчика или уполномоченный орган. Третье лицо не отвечает понятию заказчика, установленному ч.1 ст.4 названного закона.
Факт наделения заявителем МУП Якшур-Бодьинского района "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" полномочиями муниципального заказчика подтверждено действиями администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район", а именно: заключением соглашения N 51; заключением третьим лицом муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ, их финансирование заявителем, который являлся получателем средств бюджета Удмуртской Республики; открытием третьему лицу лицевого счета получателя бюджетных средств в Управлении финансов администрации. Данные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях заявителя нарушения ч.3 ст.15 Закона "О защите конкуренции".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, противоречат материалам дела и установленным фактическим обстоятельствам.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 сентября 2011 года по делу N А71-6332/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6332/2011
Истец: Администрация МО "Якшур-Бодьинский район"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, Управление Федеральной антимонопольной службы по УР
Третье лицо: МУП "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" (МУП "ЕСЗ ЖКХ и КС"), МУП МО "Якшур-Бодьинский район" "Единая служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства"