г.Самара |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А72-8449/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от ООО "Росоптторг" - (до перерыва) представителя Краснова В.В. (доверенность от 11 января 2011 года N 01), (после перерыва) представитель не явился, извещено,
от комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска - (до перерыва) представителя Кривова К.Б. (доверенность от 27 декабря 2010 года N 11973-02), (после перерыва) представитель не явился, извещен,
от третьих лиц: мэрии города Ульяновска - (до перерыва) представителя Кривова К.Б. (доверенность от 18 июня 2010 года N 190-01-08), (после перерыва) представитель не явился, извещена,
правительства Ульяновской области - (до и после перерыва) представитель не явился, извещено,
министерства образования Ульяновской области - (до и после перерыва) представитель не явился, извещено,
управления образования мэрии города Ульяновска - (до и после перерыва) представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14-16 ноября 2011 года апелляционные жалобы ООО "Росоптторг", комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2011 года по делу N А72-8449/2010, судья Каданцев Ю.А., принятое по заявлению ООО "Росоптторг", ИНН 7328026958, ОГРН 1027301571770, г.Ульяновск, к комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска, г.Ульяновск, третьи лица: мэрия города Ульяновска, г.Ульяновск, правительство Ульяновской области, г.Ульяновск, министерство образования Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании незаконным отказа в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Росоптторг" (далее - ООО "Росоптторг", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска (далее - КУГИЗ мэрии г.Ульяновска, комитет) по предоставлению ООО "Росоптторг" преимущественного права на приобретение арендуемого имущества - нежилых помещений первого этажа общей площадью 158 кв.м, находящихся в здании по проспекту Ленинского Комсомола, д.39 в городе Ульяновске и обязании комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска устранить допущенное им нарушение прав и законных интересов общества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Определением от 20 декабря 2010 года производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам
рассмотрения дела N А72-8561/2010.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2011 года определение от 20 декабря 2010 года о приостановлении производства по делу N А72-8449/2010 отменено.
В судебном заседании 28 апреля 2011 года заявитель уточнил свои требования и просил суд признать незаконным отказ КУГИЗ мэрии г.Ульяновска, выраженный письмом
комитета N 5716-04 от 30 сентября 2010 года по предоставлению ООО "Росоптторг" преимущественного права на приобретение арендуемого по договору аренды N 8188/2058 от 03 июня 2005 года недвижимого муниципального имущества, обязать комитет устранить допущенное им нарушение прав и законных интересов общества в порядке, предусмотренном ч.3 ст.9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с применением положений о немедленном исполнении, предусмотренным ч.7 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставить ООО "Росоптторг" преимущественное право на приобретение арендуемых по договору N 8188/2058 от 03 июня 2005 года нежилых помещений первого этажа общей площадью 139,7 кв.м, находящихся в восточном крыле здании по проспекту Ленинского Комсомола, 39, в городе Ульяновске, путем принятия всех необходимых для этого мер и совершения действий.
Определением суда от 28 апреля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству заявителя суд привлек мэрию города Ульяновска, правительство Ульяновской области и министерство образования Ульяновской области.
Решением суда от 26 августа 2011 года отказ, выраженный в письме N 5716-04 от 30 сентября 2010 года комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска в предоставлении ООО "Росоптторг" преимущественного права на приобретение недвижимого муниципального имущества, арендуемого ООО "Росоптторг" по договору аренды N 8188/2058 от 03 июня 2005 года, признан незаконным. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования ООО "Росоптторг" оставить без удовлетворения, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В апелляционной жалобе ООО "Росоптторг" просит решение суда изменить и дополнить его в части порядка устранения допущенных комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска нарушений законных прав и интересов ООО "Росоптторг" в реализации обществом преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого муниципального имущества, удовлетворив требования общества в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу комитета общество просит оставить решение суда в обжалуемой комитетом части без изменения, апелляционную жалобу комитета - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда в указанной части.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей правительства Ульяновской области, министерства образования Ульяновской области, управления образования мэрии города Ульяновска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска, мэрии города Ульяновска поддержал доводы своей апелляционной жалобы и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Представитель общества поддержал апелляционную жалобу общества и возражал против апелляционной жалобы комитета.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14 ноября 2011 года объявлялся перерыв до 15 час 15 мин 16 ноября 2011 года, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 16 ноября 2011 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, ООО "Росоптторг" зарегистрировано администрацией Заволжского района г.Ульяновска 18 августа 1995 года и действует на основании свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 08 октября 2002 года серия 73 N 000810652 (ОГРН 1027301571770, ИНН 7328026958).
Между комитетом по управлению имуществом г.Ульяновска и ООО "Росоптторг" заключен договор аренды от 03 июня 2005 года N 8188/2058 муниципальных помещений общей площадью 158 кв.м, расположенных в здании по пр.Ленинского Комсомола, 39, на срок с 06 июня 2005 года по 01 апреля 2006 года для использования под редакцию газеты. Указанное помещение по акту приема-передачи от 06 июня 2005 года передано заявителю. Дополнительными соглашениями действие договора неоднократно пролонгировалось.
В настоящее время в соответствии с дополнительным соглашением от 25 марта 2011 года к договору от 03 июня 2005 года N 8188/2058 общая площадь арендуемых помещений составляет 139,7 кв. м. Действие договора пролонгировано с 01 ноября 2010 года до 01 октября 2011 года с включением в раздел 5 договора пункта 5.2.13, устанавливающего право арендодателя досрочно расторгнуть данный договор в случае необходимости начала реализации мероприятий в рамках муниципальной целевой программы "Развитие доступного дошкольного образования в МО "Город Ульяновск" на 2010-2011 годы".
Право собственности города Ульяновска на объект недвижимого имущества, расположенный по пр.Ленинского Комсомола, 39, подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации от 20 ноября 2006 года (т.1, л.д.124).
Письмом от 16 сентября 2010 года N 5130-03 (т.1, л.д.17) комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска уведомил заявителя об истечении 01 ноября 2010 года срока действия договора аренды от 03 июня 2005 года N 8188/2058 и отсутствии у арендодателя намерения пролонгировать его на новый срок, в связи с чем ООО "Росоптторг" предложено в срок до 01 ноября 2010 года освободить арендуемые в здании по проспекту Ленинского Комсомола, 39, помещения и передать их представителю комитета по акту приема-передачи.
ООО "Росоптторг" обратилось в комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска с заявлением от 16 сентября 2010 года N 150, в котором просило предоставить преимущественное право на приобретение арендуемого по договору аренды от 03 июня 2005 года N 8188/2058 муниципального имущества общей площадью 158 кв.м, расположенного по адресу: проспект Ленинского Комсомола, 39, указав, что задолженности по арендной плате не имеет. В этом же заявлении ООО "Росоптторг" обратилось с просьбой пролонгировать действие договора аренды от 03 июня 2005 года N 8188/2058 до момента реализации заявителем права преимущественного приобретения в собственность арендуемого имущества.
Письмом N 5716-04 от 30 сентября 2010 года комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска отказал заявителю в предоставлении преимущественного права приобретения арендуемых помещений, указав, что помещения, арендуемые заявителем по пр.Ленинского Комсомола, 39, расположены в здании бывшего детского сада N 193. Учитывая острую потребность в зданиях детских садов, администрацией города планируется возврат указанного здания в действующую сеть дошкольного образования. Так как муниципальное имущество, арендуемое заявителем, не выделено в обособленный объект недвижимости, учитывая острую потребность в зданиях детских садов и отсутствие в программе приватизации муниципального имущества г.Ульяновска на 2010 год здания по пр.Ленинского Комсомола, 39, комитет сообщил, что преимущественное право на приобретение арендуемых помещений ООО "Росоптторг" не может быть предоставлено.
Как видно из материалов дела, постановлением мэрии г.Ульяновска от 11 января 2011 года N 02 (в редакции от 25 апреля 2011 года) в муниципальную целевую программу "Развитие доступного дошкольного образования в МО "Город Ульяновск" в 2010-2012 годах" были внесены изменения, в связи с принятием которых мероприятия в отношении здания N 39 по проспекту Ленинского Комсомола в г.Ульяновске, а также в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения N 193 были исключены (полный текст указанной программы во всех редакциях имеется, в частности, в правовой системе Консультант Плюс).
Комитетом в судебное заседание 24 августа 2011 года представлен в материалы дела проект постановления "О внесении изменений в постановление мэрии города Ульяновска от 01 сентября 2009 года N 6969", в соответствии с которым раздел 3 подлежит дополнению абзацем 17, который предусматривает на третьем этапе реализации муниципальной целевой программы (2012 год) возврат в сеть детских садов, используемых в настоящее время не по целевому назначению, проведение капитального ремонта и оснащение оборудованием, в том числе МДОУ N 193 в спорном здании.
Данные изменения, предусмотренные вышеозначенным проектом, приняты постановлением мэрии города Ульяновска от 29 сентября 2011 года N 4335. Указанное постановление было представлено суду апелляционной инстанции вместе с дополнительными пояснениями к апелляционной жалобе комитета.
В силу положений ст.3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В этой же статье закона установлены условия, при наличии которых субъекты малого предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение подлежащего приватизации имущества, а именно: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Заявитель, с учетом положений статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", является субъектом малого предпринимательства, что комитетом не оспаривается.
Материалами дела подтверждено, что собственником спорного имущества - муниципальным образованием "город Ульяновск" принята муниципальная целевая программа "Развитие доступного дошкольного образования в муниципальном образовании "город Ульяновск" в 2010-2011 годах", утвержденная постановлением главы города от 01 сентября 2009 года N 6969, и что постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2010 года N 42-388-П утверждена областная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Ульяновской области на 2011-2012 годы". Однако в указанную муниципальную программу постановлением мэрии г.Ульяновска от 11 января 2011 года N 02 (в редакции от 25 апреля 2011 года) были внесены изменения, в связи с принятием которых мероприятия в отношении здания N 39 по проспекту Ленинского Комсомола в г.Ульяновске, а также в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения N 193 были исключены.
Вместе с тем, как указано выше, комитетом в судебное заседание 24 августа 2011 года представлен в материалы дела проект постановления "О внесении изменений в постановление мэрии города Ульяновска от 01 сентября 2009 года N 6969", в соответствии с которым раздел 3 подлежит дополнению абзацем 17, предусматривающим на третьем этапе реализации муниципальной целевой программы (2012 год) возврат в сеть детских садов, используемых в настоящее время не по целевому назначению, проведение капитального ремонта и оснащение оборудованием, в том числе, МДОУ N193 в спорном здании.
Суд первой инстанции, учитывая, что проект постановления, предусматривающий возвращение спорного здания в данную муниципальную программу, на момент рассмотрения дела не был принят в установленном порядке, не принял его во внимание.
Вместе с тем на день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции спорное здание включено в муниципальную целевую программу "Развитие доступного дошкольного образования в муниципальном образовании "город Ульяновск" в 2010-2011 годах", утвержденную постановлением главы города от 01 сентября 2009 года N 6969 - с учетом постановления мэрии г.Ульяновска от 29 сентября 2011 года N 4335.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может проигнорировать выраженное в правовом акте волеизъявление органов местного самоуправления использовать арендуемое заявителем помещение в соответствии с его целевым назначением - для размещения дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу пункта 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Согласно ст.50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальной собственности может находиться следующее имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения; предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 данного Федерального закона; предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
При этом, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2006 года N 540-О, федеральный законодатель, перечисляя имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не ограничивает их в возможности иметь в собственности и иное имущество, если оно предназначено для осуществления возложенных на них полномочий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, реализация субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приватизацию арендуемого им муниципального имущества осуществляется применительно к тем объектам муниципальной собственности, в отношении которых имеет место волеизъявление муниципального образования как собственника этого имущества, выраженное в соответствующих нормативных предписаниях, отвечающих требованиям Конституции Российской Федерации.
Положения частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ в системе действующего правового регулирования, основанного на предписаниях Конституции Российской Федерации о равной защите всех форм собственности, о запрете на ограничение прав местного самоуправления и его самостоятельности в решении вопросов местного значения, о социальном характере российского государства, не предполагают возможность принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности, в том числе тех объектов, которые были созданы (приобретены) муниципальными образованиями за счет собственных средств, а не поступили в муниципальную собственность в процессе разграничения обще государственной собственности. Иное истолкование и применение указанных законоположений, в том числе судами, расходилось бы с их действительным смыслом и вело бы к нарушению гарантий прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание то обстоятельство, что на момент оспариваемого отказа заявителю в предоставлении преимущественного права приобретения арендуемых помещений спорное здание было включено в муниципальную программу, предусматривающую восстановление в этом здании дошкольного образовательного учреждения, что соответствует целевому назначению данного здания.
Ссылка общества на постановление ФАС Поволжского округа от 13 октября 2011 года по делу N А72-782/2011 неприемлема, поскольку судебные акты по этому делу не имеют преюдициального значения для рассматриваемого в рамках настоящего дела спора. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства дела N А72-782/2011 отличны от настоящего дела.
Доводы общества об отсутствии реальных действий со стороны комитета и мэрии по исполнению муниципальной программы не принимаются, поскольку муниципальная программа (с учетом изменений, внесенных постановлением мэрии г.Ульяновска от 29 сентября 2011 года N 4335) принята на 2011-2012 годы, в связи с чем ее реализация возможна в 2012 году, а не только в текущем.
Доводы общества об обеспеченности населения Заволжского района г.Ульяновска детскими садами и отсутствии в настоящее время нуждаемости в детских садах не принимаются, поскольку решение вопросов организации деятельности детских дошкольных учреждений относится к компетенции органов местного самоуправления, и оценка данных обстоятельств не входит в полномочия судебных органов. Иное означало бы вмешательство суда в решение вопросов местного значения, относящееся к исключительному ведению местного самоуправления.
С учетом изложенного оспариваемый заявителем отказ в приватизации арендуемых помещений не противоречит законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
На основании п.3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 26 августа 2011 года следует отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО "Росоптторг" отказать.
Судебные расходы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Росоптторг".
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2011 года по делу N А72-8449/2010 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления ООО "Росоптторг" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8449/2010
Истец: ООО "Росоптторг"
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска
Третье лицо: Управление образования мэрии г. Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4620/12
03.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4620/12
28.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-417/12
22.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11978/11
26.08.2011 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-8449/10
18.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-877/11