г. Самара |
|
21 ноября 2011 г. |
Дело N А65-35951/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Гаязов А.Р., доверенность от 04.08.2011 г.,
от муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен,
от муниципального учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен,
от исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительная фирма "РИА" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Горьковской железной дороги - не явился, извещен,
от муниципального унитарного предприятия "Водоканал" - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "Казанские электрические сети" - не явился, извещен,
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РИА"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 сентября 2011 года по делу N А65-35951/2009 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИА" (ИНН 1658073426), г. Казань,
к муниципальному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
Муниципальному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г. Казань,
третьи лица:
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительная фирма "РИА", г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" Горьковской железной дороги, г. Нижний Новгород,
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", г. Казань,
Открытое акционерное общество "Казанские электрические сети", г. Казань,
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", г. Казань,
о признании недействительным градостроительного заключения от 02.12.2009 г. N 31р-20-10835; о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность заявителя земельного участка; а также об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РИА" (далее - Общество, ООО РИА") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным и принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ответчикам - муниципальным учреждениям "Комитету земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" (далее - первый ответчик, МУ "КЗИО ИК МО г. Казани", комитет), "Управлению архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее - второй ответчик, управление, МУ "УАиГ"), Исполнительному комитету Муниципального образования г.Казани (далее - третий ответчик, Исполком) о признании недействительным градостроительного заключения от 02.12.2009 N 31р-20-10835 Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани; о признании недействительным отказа МУ Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани в предоставлении в собственность заявителя земельного участка, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Молодогвардейская, выраженный в письме от 10.12.2009 N 2095; а также об обязании Исполнительного комитета МО г. Казани предоставить в собственность заявителя земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Молодогвардейская с учетом корректировки границ участка согласно письму заявителя в МУ КЗИО ИК МО г. Казани (вх.N 1091 от 21.01.2009) путем изъятия части земельного участка, на которой расположена проезжая часть автомобильной дороги и предоставления взамен смежного земельного участка такой же площади (420 кв.м.) по цене, установленной согласно ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, на момент подачи заявления заявителя о переоформлении земельного участка в собственность от 19.11.2009 г..
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010, от 30.03.2010, 03.06.2010 г.. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительная фирма "РИА" (далее - ООО "ПСФ "РИА", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - управление, Росреестр); открытое акционерное общество "Российские железные дороги" Горьковской железной дороги (далее - ОАО "РЖД"); муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал"); открытое акционерное общество "Сетевая компания" в лице филиала "Казанские электрические сети" (далее - Казанские электросети), Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "ЗКП").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.07.2011 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.02.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "РИА" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о пересмотре решения от 21.07.2010 по делу N А65-35951/2009 по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на письмо Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО города Казани от 30.05.2011 N 31-р-19-5251, в котором указано, что в соответствии с Планом реализации Генерального плана г.Казани объявлен конкурс на разработку проекта планировки территории района "Юдино", в составе которого будут утверждены красные линии, обозначающие существующие, планируемые границы территорий общего пользования, в том числе улиц, и границы зон размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. При этом заявитель указал, что факт отсутствия утвержденного плана красных линий в зоне расположения спорного земельного участка не был известен в момент рассмотрения дела.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.08.2011 г. заявление общества с ограниченной ответственностью "РИА" о пересмотре решения от 21.07.2010 г. по делу N А65-35951/2009 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.07.2011 г. отменено. Дело назначено к судебному разбирательству на 06.09.2011 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2011 г. по результатам рассмотрения дела по вновь открывшимся обстоятельствам в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "РИА" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней указывает, что непосредственно генеральный план поселка Юдино 1968 года, генеральный план города Казани 2007 года, на которых были бы обозначены красные линии в районе спорного участка сторонами не представлялись. На генеральном плане города Казани от 2007 года красные линии, в соответствии с пунктом 3 ст. 23. ст.ст.43.44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Далее -ГрК), вообще не могли быть обозначены.
По мнению подателя жалобы, топосьемка не является частью генерального плана и, в соответствии со ст.ст.23, 43, 44 ГрК, не может подтвердить или опровергнуть факт наличия красных линий.
ГрК РФ не предполагает установление красных линий генеральными планами поселения, генеральными планами городских округов, выкопировками из генеральных планов. Данные акты, в соответствии с указанными нормами, выполняют иную задачу.
Проект планировки территорий, проект межевания земель поселка Юдино (включенный в состав муниципального образования "город Казань") суду не представлялся и не изучался.
Податель жалобы также указывает, что ссылки суда на нарушение санитарно-эпидемиологических требований необоснованны, так как соответствие санитарным нормам объекта недвижимости, принадлежащего истцу, уже подтверждено соответствующими документами.
В судебном заседании представитель ООО "РИА" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "РИА", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Право собственности ООО " РИА" на нежилое строение (крытый рынок) общей площадью 712,7 кв.м., инв.N 7428, лит.А, А1, кадастровый номер 16:50:28 08 44:002:0007, расположенное по адресу г.Казань, ул.Малогвардейская, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.04.2009 серии 16-АБ N 302498 (т.1 л.д.21). Документами, на основании которых выдано свидетельство являются протокол собрания учредителей (участников) ООО "РИА" N 1 от 07.03.2006, протокол общего собрания участников ООО "Промышленно-строительная фирма "РИА" N 1/2006 от 06.03.2006, акт приема-передачи недвижимого имущества в Уставный капитал ООО "РИА" от 07.03.2006 г..
Земельный участок общей площадью 0,191 га., под названным строением постановлением главы администрации г. Казани от 09.12.1999 N 2522 "Об отводе ООО "Промышленно-строительная фирма "РИА" (третье лицо) земельного участка по ул.Малогвардейская", отведен ООО "ПСФ "РИА" - третьему лицу в постоянное бессрочное пользование, о чем выдан государственный акт на землю от 11.02.2000 N РТ-50-019729. (т.1 л.д. 14, 15-20).
В связи с этим, в силу статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявителю - ООО "РИА" перешло право бессрочного пользования данным земельным участком, подлежащее в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в силу пункта 2 статьи 3 обязательному переоформлению с права бессрочного пользования на право аренды либо собственность до 1.01.2010 г. в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.
19.11.2009 третье лицо - ООО "ПСФ "РИА" и заявитель - ООО "РИА" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратились Комитету с заявлениями N 39, 19 об отказе от земельного участка (бессрочного пользования ООО "ПСФ "РИА") в пользу нового собственника здания крытого рынка - ООО "РИА" и, соответственно, последний с просьбой переоформления правового режима земельного участка площадью 0,191 Га (кадастровый номер 16:50:280844:2) под названным объектом недвижимости с права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности. (т.1 л.д. 38, 39).
При этом заявитель предъявил требования об обязании Исполнительного комитета МО г.Казани предоставить в собственность заявителя земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Молодогвардейская с учетом корректировки границ участка согласно письму заявителя в МУ КЗИО ИК МО г. Казани (вх.N 1091 от 21.01.2009) путем изъятия части земельного участка, на которой расположена проезжая часть автомобильной дороги и предоставления взамен смежного земельного участка такой же площади (420 кв.м.) по цене, установленной согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, на момент подачи заявления заявителя о переоформлении земельного участка в собственность от 19.11.2009 г..
Судом верно учтено, что доказательства обращения ООО "РИА" с заявлением о корректировке земельного участка путем изъятия части земельного участка, на котором расположена проезжая часть автомобильной дороги и предоставления взамен смежного земельного участка такой же площади (420 кв.м.) по цене, установленной согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, суду не представлены, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований в данной части.
Ответчик письмом от 10.12.2009 N 20925 сообщил заявителю со ссылкой на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и градостроительное заключение МУ "УАиГ" о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку он находится в границах красных линий, обозначающих границы территории общего пользования.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); а линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) именуются как красные линии.
Судом обоснованно учтены доводы ответчика с представлением топографического плана испрашиваемого земельного участка, генерального плана "поселка Юдино" 1968 года о нахождении его в пределах красных линий.
Красные линии на данной территории утверждены в составе генерального плана района поселка Юдино и Красная Горка, что подтверждено также выкопировкой, представленной отделом дежурного плана красных линий МУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполкома МО г.Казани". (т.2 л.д. 48). Оспариваемый земельный участок находится в коммуникационном коридоре улиц Революционная и Молодогвардейская.
Кроме того, согласно представленному градостроительному заключению от 02.12.2009 N 31р-20-10835, которое также оспаривается заявителем, испрашиваемый земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны Горьковской железной дороги.
В соответствии с СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (п.6.8) жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. Санитарно-защитная зона при выполнении определенных мероприятий может быть уменьшена до 50 м.
Согласно представленного топографического плана рынок ООО "РИА" находится ближе 50 метров от ближайших к нему железнодорожных путей.
В соответствии с той же нормой СНиП в санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения.
Рынки продовольственного сырья и пищевых продуктов в разрешенный перечень не входят.
Кроме того, пунктом 2.9 Правил "Санитарно-эпидемиологические предусмотрены требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации 07.09.2001 N 23, расстояние от рынков и организаций торговли общей площадью более 1000 м2 до жилых зданий должно быть не менее 50 метров.
Пунктом 2.6 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-033 установлено, что санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Согласно градостроительному заключению по участку проходят также сети общего пользования. Так, согласно топографическому плану по земельному участку проходят: магистральная сеть - высоковольтная линия передач к ТП, расположенному внутри участка, магистральная канализация (диаметр 600) и транзитная канализация (диаметр 200), водопровод (диаметр 150).
Судом правильно обращено внимание на то, что данный топографический план соответствует схеме, приложенной к землеустроительному делу заявителя, также имеющего обозначения сетей общего пользования (т.2 л.д.2, 48).
Доказательства существенного изменения земельного участка с выведением коммуникационного коридора в иное место суду заявителем не представлены.
Доводы заявителя со ссылкой на письмо Управления архитектуры и градостроительства от 30.05.2011 г. N 31р-19-5251 (т.3 л.д.99), явившегося вновь открывшимся обстоятельством для отмены ранее вынесенного решения по настоящему делу, и отсутствие утвержденного плана красных линий в зоне расположения спорного земельного участка, правомерно отклонены судом в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок находится в красных линиях, утвержденных в составе генерального плана поселка "Юдино", утвержденный решением Исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся от 04.06.2068 N 458 "Об утверждении генерального плана района п.Юдино и Красная Горка".
Генеральный план поселка "Юдино" разработан также в соответствии с Инструкцией по составлению проектов планировки и застройки городов СН-345-66, утвержденной Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 23.03.1966 года (далее - Инструкция), действующей до 1983 года (утратила силу в связи с введением в действие с 1.07.1983 года ВСН 38-82, утв. Приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982 N 379 "ВСН 38-82. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов").
В соответствии с п.2.19 Инструкции для малых городов с населением до 50 тыс. человек и поселков городского типа генеральный план разрабатывается в сокращенном объеме в составе следующих материалов: а) генерального плана (основной чертеж) в масштабе 1:2000 - 1:5000 с показанием селитебных, промышленных, транспортных и коммунально-складских зон, членения селитебной территории на жилые районы и микрорайоны, существующей и проектной сети улиц, решений общегородского (поселкового) и районных центров, системы зеленых насаждений, участков основных сооружений инженерного оборудования, размещения первоочередного строительства, зонирования по этажности застройки, а также участков сельскохозяйственного использования; б) плана существующего города или поселка в масштабе 1:2000 - 1:5000; в) схемы инженерного оборудования и инженерной подготовки территории в масштабе 1:5000 и, в случае необходимости, карт природных условий (закарстованности, заболоченности, сейсмичности и др.); г) схемы территорий ограничения застройки; д) пояснительной записки с иллюминированными фотографиями с чертежей, обосновывающей проектные решения.
Согласно главе 4 данной Инструкции "Проект детальной планировки и эскиз застройки", пунктам 4.1, 4.2. проекты детальной планировки и эскизы застройки разрабатываются на отдельные части селитебной территории на основе генерального плана города: жилые районы или микрорайоны, общегородские центры, общественные комплексы, подлежащие застройке, реконструкции или благоустройству.
Красные линии отображаются согласно Инструкции в проекте детальной планировки или эскизе застройки, которые входят в состав проектной документации генерального плана.
Разработка проекта детальной планировки и эскиза застройки имеет целью установить архитектурно-планировочное и пространственное решение застраиваемой территории, определить потребность в предприятиях и учреждениях культурно-бытового обслуживания и их размещение, установить красные линии улиц и площадей, а также решить инженерные сети, элементы благоустройства улиц, дорог и озеленения.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Поскольку нормы права относятся к содержанию проекта, а не к процедуре его утверждения, определяется, что применимые Инструкцией нормы права в отношении градостроительной деятельности до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречат действующему законодательству и обратной силы не имеют.
Кроме того, действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих утрату силы утвержденной ранее проектной документации без документа, подтверждающего официальной ее отмены.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время документы, подтверждающие отмену генерального плана поселка "Юдино", а также красных линий, утвержденных в его составе, отсутствуют, в связи с чем отклонены доводы заявителя о том, что после утверждения генерального плана г.Казани "автоматически" произошла отмена ранее утвержденной проектной документации.
Учитывая наличие ограничений, препятствующих выкупу испрашиваемого земельного участка в собственность, нахождение его в пределах красных линий, наличие объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположение испрашиваемого земельного участка в границах санитарно-защитной зоны Горьковской железной дороги, а также отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя градостроительным заключением, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 сентября 2011 года по делу N А65-35951/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-35951/2009
Истец: ООО "РИА", г. Казань
Ответчик: "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, МУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани", г. Казань
Третье лицо: МУП "Водоканал", ОАО "Казанские электрические сети", ОАО "РЖД" Горьковской железной дороги, ОАО "Сетевая компания" в лице филиала "Казанские электрические сети", ООО "Промышленно-строительная фирма "РИА", г. Казань, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (Роснедвижимость), г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12444/11
21.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11761/11
25.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4429/11
15.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-35951/2009