г. Владивосток |
|
17 ноября 2011 г. |
Дело N А51-13134/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко
судей Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии:
от ОАО "Российские железные дороги" - Панченко А.П. (дов. N 684 от 19.11.2010);
от ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" - Круглов С.В. (дов. N 7/366 от 14.06.2011);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Дальневосточная генерирующая компания"
апелляционное производство N 05АП-7656/2011
на решение от 28.09.2011
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-13134/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску ОАО "Российские железные дороги" филиал ДВЖД (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363)
о взыскании 13 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" о взыскании 13 600 рублей штрафа за неполную очистку вагонов.
Решением от 28.09.2011 с ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" в пользу ОАО "Российские железные дороги взыскано 13 500 руб.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что перевозчик при приеме вагонов на станции выгрузки вправе, руководствуясь п. 12 указанных выше Правил очистки, не принимать неочищенные вагоны у грузополучателя либо взыскивать с него штраф согласно ст. 103 Устава ЖТ РФ в порядке п. 11 Правил оформления штрафов. Между тем, никаких претензий по факту неочистки принимаемых вагонов со стороны представителей истца не было, указанные вагоны были приняты без замечаний. Пересылочные накладные, составленные ОАО "ДГК" на отправку 3 порожних вагонов были приняты перевозчиком - ОАО "РЖД" - на выставочных путях ОАО "ДГК". Также указывает, что в пересылочных накладных указано, что вагоны выгружены полностью. Полагает, что перевозчик принял вагоны без замечаний, поскольку запись "не очищен" ни в памятке приемосдатчика, ни в ведомости подачи и уборки вагонов не сделал. Акт общей формы о факте неочистки вагонов, в нарушение п. 12 Правил оформления и взыскания штрафов, составлен не был. На оборотной стороне пересылочной накладной на перевозку порожних вагонов отметка "не очищен" также отсутствует. Следовательно, ответчик передал, а перевозчик принял полувагоны полностью очищенными и соответствующими требованиям ст. 44 УЖТ РФ. Составленные акты общей формы на станции Хабаровск-2 от 16.10.10 N 1/687144 и от 21.10.10 N 678/209 не являются надлежащими доказательствами неочистки вагонов, так как составлялись не непосредственно после выгрузки вагонов на станции отправления Гайдамак, а на станции Хабаровск - 2. Представители ОАО "ДГК" в составлении указанных актов участия не принимали.
Истец считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение проверяется в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.10.2010, 20.10.2010 на станцию Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги прибыли 3 порожних вагона N N 60839347, 65714404, 67039354 из-под выгрузки бурого угля, отправленных со станции Гайдамак Дальневосточной железной дороги, о чем представителем ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" оформлены пересылочные накладные NN ЕУ059416, ЕУ059467, ЕУ059469.
По прибытии вагонов на станцию Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги установлен факт неполной их очистки из -под груза уголь. Указанный факт подтверждается актами общей формы N 1/687144 от 16.10.2010, N 687/209 от 21.10.2010, в которых указано наличие остатков груза на хребтовой балке от 30 до 50 мм, в кузове вагона по нижней обвязке вдоль правого борта по ходу подачи скопления угля высотой до 300 мм, и соответствующими отметками в пересылочных накладных станции. Также судом принято во внимание, что согласно Выдержке из автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления перевозочных документов спорные вагоны иным грузоотправителям (грузополучателям) не передавались.
Перевозчиком в соответствии со статьей 103 УЖТ РФ начислен штраф и предъявлена претензия от 12.11.2010 N 117 об уплате штрафа размере 4500 рублей за каждый вагон, которая ответчиком оставлена без ответа и удовлетворении.
Полагая, что наличие остатков груза в переданных ответчиком вагонах повлекло нарушение требований, установленных статьей 44 Устава железнодорожного транспорта РФ, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании штрафа в соответствии со статьей 103 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Изучив обстоятельства дела, заслушав пояснения сторон и оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности требований истца и признал их подлежащими удовлетворению. Анализ материалов дела свидетельствует о том, что при разрешении спора суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами ст. 44 и ст. 103 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки грузов, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 46, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными МПС России от 18.06.2003 N 45.
Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 44 УЖТ РФ установлено, что после выгрузки грузов вагоны в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи. Основные требования к очистке вагонов и критерии такой очистки определены в Правилах очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утв. Приказом МПС России N 46 от 18.06.2003.
Согласно пункту 8 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 46 после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В этом случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
Пунктом 2 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 46 предусмотрено, что очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.
Согласно статье 103 УЖТ РФ в случае нарушения грузополучателем требований, установленных статьей 44 названного Устава, грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере 45 и 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
С учетом изложенного, заявляя требование о взыскании штрафа за неочистку вагона, истец должен представить в материалы дела соответствующе доказательства.
В силу статьи 119 УЖТ, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в числе прочего, фактов неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях).
Согласно пункту 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, не содержат требования об обязательном участии в составлении акта общей формы грузополучателя.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Получателем груза (вагоны N N 60839347, 65714404, 67039354 с грузом бурый уголь) является ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", что не оспаривается сторонами. Следовательно, именно ответчик должен был очистить вагоны от остатков груза.
Как установлено судом, наличие остатков груза доказано представленными актами общей формы N 1/687144 от 16.10.2010, N 687/209 от 21.10.2010 и соответствующими отметками в пересылочных накладных N N ЕУ059416, ЕУ059467, ЕУ059469, в которых указан объем остатков угля на хребтовой балке от 30 до 50 мм, в кузове вагона по нижней обвязке вдоль правого борта по ходу подачи скопления угля высотой до 300 мм. Данные документы составлены в соответствии с "Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортном" утвержденных Приказом МПС России N45 от 18.06.2003.
В перевозочных документах отсутствуют сведения об использовании подвижного состава другими лицами. Отсутствуют данные сведения и в выписках электронной транспортной накладной (ЭТРАН).
Сумма штрафа в размере 13500 руб. определена истцом с использованием при расчете МРОТ равного 100 рублей (ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 N 82-ФЗ) за один вагон (100 х 45 х 3).
Оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не установлено, поскольку ответчик не заявил ходатайство о ее снижении.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд правомерно счел требования истца обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению в сумме 13 500 руб.
Возражения ответчика не приняты судом обоснованно, так как обязанность истца осмотреть вагоны при получении после выгрузки нормативными актами не установлена. Каких-либо доказательств того, что истец осматривал вагоны (на предмет неочистки) при приемке их у ответчика, суду не представлено. Неполная очистка обнаружена на станции назначения и акты общей формы составлены в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортном" утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45. При этом, последний заверен штампом станции Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги. В акте также указан размер остатка ранее перевозимого груза угля.
Доказательства использования вагонов другими лицами в материалах дела отсутствуют.
Ссылка ответчика на указание в накладной на зачистку судом правильно отклонена, поскольку в силу пункта 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортном, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 39 от 18.06.2003, указанные сведения заполняются грузоотправителем.
Довод ответчика о том, что в памятке приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов отсутствует запись "не очищен", судом правомерно не принят, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы ответчиком не представлены.
Ссылка ответчика на пункт 14 договора на эксплуатацию ж.д. пути необщего пользования ОАО "ДГК" по станции Гайдамак несостоятельна. Из содержания указанного пункта договора не следует, что осмотр вагонов на путях ОАО "ДГК" является обязанностью перевозчика. Принятие от ответчика вагонов по пересылочным накладным не доказывает факта осмотра вагонов, поскольку перевозчик проверяет только правильность их заполнения и не обязан проверять достоверность изложенных в них сведений.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" не могут служить основанием для отмены судебного акта, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2011 по делу N А51-13134/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Шевченко |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13134/2011
Истец: ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания"
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 8422/12
17.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8422/12
16.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8422/12
21.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8422/12
13.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-512/12
17.11.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7656/11
28.09.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-13134/11