г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А56-34930/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): предст. Дроботова А.Г. - доверенность N 5 от 11.01.2011
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18015/2011) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2011 по делу N А56-34930/2011 (судья Глумов Д.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "НОВИКОМ"
к Балтийской таможне
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" (ОГРН 1107847063202; место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, д. 2/30, литер А) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившегося в нарушении сроков выпуска товаров по ДТ N 10216100/050511/0042145 в период с 11.05.2011 по 17.05.2011.
Решением суда от 02.08.2011 заявление ООО "НОВИКОМ" удовлетворено.
Балтийская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 02.08.2011 отменить, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела, имеющих существенное значение для вынесения решения. Таможенный орган указывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) выпуск товара осуществляется не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров. Товар, оформленный по ДТ N 10216100/050511/0042145, был предъявлен таможенному органу только 10.05.2011, следовательно, просрочка не может исчисляться с 11.05.2011.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Балтийская таможня извещена надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия подателя жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 05.05.2011 обществом в целях таможенного оформления ввоза товара ("листы кровельные битумные, коньковый элемент битумный, различных цветов") на таможенную территорию Российской Федерации была подана в таможенный орган предварительная декларация на товары с приложением пакета документов. Декларация зарегистрирована таможенным органом под номером 10216100/050511/0042145.
Таможенный орган направил в адрес общества уведомление от 05.05.2011, в котором сообщил, что для осуществления выпуска товара заявителю необходимо в срок до 04.06.2011 представить оригинал транспортного документа (коносамента) (л.д. 13).
В ходе проверки заявленных в ДТ сведений таможня направила в адрес Общества решение от 06.05.2011 о проведении дополнительной проверки, в котором также были перечислены дополнительно запрашиваемые таможенным органом документы в соответствии со статьей 69 ТК ТС, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленной в ДТ N 10216100/050511/0042145. На странице 3 решения содержалось требование о необходимости в срок до 05.06.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с приложенным расчетом суммы обеспечения (л.д. 17-20).
В письме от 05.05.2011 N 269 Общество просило таможню при принятии решения о выпуске товара под обеспечение уплаты таможенных платежей в связи с проведением дополнительной проверки заявленной декларантом таможенной стоимости товара или/и кода ЕТН ВЭД ТС провести выпуск товара, прибывшего по коносаменту MSCULB846958, под обеспечение уплаты таможенных платежей путем списания денежных средств в соответствии со статьей 86 ТК ТС, внесенных на счет таможенного органа платежным поручением от 04.05.2011 N358 (л.д. 12).
Письмом от 06.05.2011 N 282 в ответ на требование таможни от 06.05.2011 Общество согласилось на выпуск товаров под внесение обеспечения, указав реквизиты платежного документа, с которого надлежало произвести списание НДС и ввозной таможенной пошлины. ООО "Новиком" по требованию таможни представило также заполненный бланк КТС-1 (л.д. 21-22).
08.05.2011 товар был предъявлен таможенному органу (л.д. 24).
10.05.2011 в таможенный орган были представлен коносамент, копия которого была предъявлена 05.05.2011 вместе с ДТ, что подтверждается описью к декларации (л.д. 10-11).
12.05.2011 таможня направила в адрес общества уведомление о принятии решения в отношении товара по таможенной декларации N 10216100/050511/0042145 о проведении таможенного досмотра, в связи с чем для уточнения точного места и времени проведения таможенного досмотра заявителю необходимо было прибыть в помещение отдела таможенного досмотра (л.д. 26).
14.05.2011 таможенным органом проведен досмотр товара, о чем составлен акт таможенного досмотра (осмотра) (л.д. 27-28).
Выпуск товара по ДТ осуществлен таможенным органом 17.05.2011.
Полагая незаконным бездействие таможенного органа, выразившееся в нарушении сроков выпуска товара по ДТ в период с 11.05.2011 по 17.05.2011, общество в соответствии со статьей 198 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, по мнению апелляционной коллегии, обоснованно удовлетворил требование заявителя.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 195 ТК ТС выпуск товара осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Указанный срок включает время проведения таможенного контроля.
Согласно пункту 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим кодексом.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 220 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании", где установлено, что выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Исключительные случаи продления сроков выпуска товаров определены в пункте 2 этой же статьи, в том числе, в случае проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 4 части 2 статьи 220).
Согласно пункту 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Частью 2 статьи 69 ТК ТС предусмотрено, что если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 ТК ТС.
Анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что сроки выпуска товаров могут продлеваться до 10 рабочих дней с письменного разрешения руководителя (заместителя руководителя) таможенного органа при наличии установленных законом оснований, в том числе, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными (статья 69 ТК ТС). При этом, выпуск товаров может быть осуществлен до окончания проверки при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 111 ТК ТС установлено, что при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах (пункт 3). Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 4).
Как видно из материалов дела и не опровергнуто заявителем, Обществом 05.05.2011 и 06.05.2011 в таможенный орган были представлены все необходимые документы, в том числе, обеспечение уплаты таможенных платежей. Товар предъявлен таможенному органу 08.05.2011 (л.д. 24), следовательно, в соответствии со статьями 195, 196 ТК ТС таможня должна была произвести выпуск товара не позднее 10.05.2011. Запрос подлинника коносамента при том, что копия указанного документа была представлена вместе с ДТ, в силу статьи 111 ТК ТС, не мог препятствовать выпуску товара в установленные законом сроки.
Однако выпуск товара был осуществлен таможенным органом только 17.05.2011. При этом решение о продлении срока выпуска товаров таможенным органом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 196 ТК ТС, не принималось.
Проведение таможенного досмотра 14.05.2011, то есть уже за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 196 ТК ТС, и при отсутствии мотивированного решения таможни о продлении срока выпуска, также нельзя признать законным, так как установленные в указанной норме сроки включают время проведения таможенного контроля. Одной из форм таможенного контроля в силу статьи 116 ТК ТС является таможенный досмотр.
Доводы апелляционной жалобы о том, что товар был предъявлен таможенному органу только 10.05.2011, опровергаются материалами дела. Так, в соответствии с отметкой Балтийской таможни "Груз таможенный" на коносаменте груз предъявлен 08.05.2011 (л.д. 24).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Балтийской таможни, выразившееся в нарушении сроков выпуска товаров по ДТ N 10216100/050511/0042145 в период с 11.05.2011 по 17.05.2011.
Правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 02.08.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы Балтийской таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 августа 2011 года по делу N А56-34930/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34930/2011
Истец: ООО "НОВИКОМ"
Ответчик: Балтийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18015/11