г. Владимир |
|
"21" ноября 2011 г. |
Дело N А43-6322/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.11.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.09.2011
по делу N А43-6322/2011, принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 7 (ИНН 5247010868, ОГРН 1025201632697, Нижегородская область, г. Выкса, ул. С.Биткиной, д.27) о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Выксунского района по пожарному надзору от 25.03.2011 N 119.
В судебном заседании принял участие представитель Жилищно-строительного кооператива N 7 - Каконин И.В. по доверенности от 20.10.2011.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Жилищно-строительный кооператив N 7 (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного государственного инспектора Выксунского района по пожарному надзору (далее - административный орган) от 25.03.2011 N 119 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 01.09.2011 постановление от 25.03.2011 N 119 изменено в части назначенного наказания со штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - управление) обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, указывая на нарушение судом норм материального права.
Управление считает, что несоблюдение требований пожарной безопасности создает существенную угрозу в силу возможных негативных последствий для жизни и здоровья работников кооператива и неопределенного круга лиц. Выбранная судом мера ответственности в виде предупреждения, по мнению подателя апелляционной жалобы, не будет способствовать устранению выявленных нарушений.
Управление явку в судебное заседание представителя не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель кооператива в судебном заседании указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просил отказать в ее удовлетворении.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя управления и административного органа.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что на основании распоряжения N 29 от 04.02.2011 административным органом осуществлена плановая проверка кооператива с целью соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- электропроводка в подвале N 1 эксплуатируется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике, что является нарушением пунктов 57 и 60 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации", утвержденных приказом МЧС России от 18.03.2003 N 313 (далее - Правила);
- не проведены инструктажи по мерам пожарной безопасности с жильцами дома (нарушение пункта 15 Правил);
- не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки в здании (нарушение пунктов 3,57 Правил);
- в местах пересечения противопожарных стен и перекрытий инженерными коммуникациями отверстия и зазоры не заделаны негорючим материалом (нарушение пункта 38 Правил);
- в организации отсутствует распорядительный документ, устанавливающий соответствующий противопожарный режим (нарушение пункта 15 Правил).
Данные проверки зафиксированы в акте проверки N 29 от 11.03.2011 и протоколе N 119 об административном правонарушении в сфере пожарной безопасности от 11.03.2011.
На основании протокола об административном правонарушении в присутствии законного представителя кооператива вынесено постановление от 25.03.2011 N 119 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, кооператив обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что материалами дела подтверждается факт совершения кооперативом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса; административное наказание назначено с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности. Вместе с тем суд пришел к выводу о необходимости изменения постановления в части назначенного наказания - штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого постановления административного органа) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или предупреждение.
Проведенной административным органом проверкой установлен и материалами дела подтвержден факт нарушения кооперативом требований пожарной безопасности.
Вывод суда о наличии в действиях кооператива состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса, соответствует материалам дела и по существу кооперативом не оспаривается.
Таким образом, вывод суда о доказанности оспариваемым постановлением состава вменяемого кооператив правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса, является правомерным.
Процессуальные нарушения по административному делу не установлены.
Довод управления относительно неправомерного применения судом первой инстанции меры наказания в виде предупреждения подлежит отклонению в силу следующего.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 Кодекса).
В этом случае суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3.2 Кодекса за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 3.2 Кодекса).
Согласно статье 3.4 Кодекса предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
Таким образом, мера административного наказания в виде предупреждения распространяется и на юридических лиц.
Поскольку пункт 1 статьи 20.4 Кодекса предусматривает меру административного наказания за совершение предусмотренного данной статьей правонарушения, в том числе в виде предупреждения, решение суда первой инстанции об изменении постановления административного органа путем изменения наказания на предупреждение является правомерным.
При этом судом первой инстанции обоснованно при изменении вида наказания учтен характер и обстоятельства совершенного правонарушения, совершение правонарушения впервые.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление суду второй инстанции не подтвердило, что выбранная судом мера ответственности в виде предупреждения не будет способствовать устранению выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба управления подлежит отклонению.
Арбитражный суд Нижегородской области не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.09.2011 по делу N А43-6322/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6322/2011
Истец: Жилищно-строительный кооператив N 7 г. Выкса
Ответчик: Главный государственный инспектор Выксунского района по пожарному надзору Куликов В. В. г. Выкса, ГУ МЧС России по Нижегородской области
Третье лицо: ГУ МЧС России по Нижегородской области, Главный государственный инспектор Выксунского района по пожарному надзору
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6089/11